|
ПОТАПОВ
Николай Филиппович
Отвоевал, вкус победы
изведав,
Шагал лейтенант Парадом Победы. На нем мундир, орденами покрытый. За сбитые летчиком мессершмиты. Парню было двадцать четыре, А вылетов в бой — двести сорок четыре. Служил подполковник народу достойно — Воздушной гвардии русский воин. |
Родился 11 декабря 1921 года в селе Байкове Починковского района Нижегородской области в крестьянской семье. В 1937 году закончил восемь классов средней школы в городе Первомайске ,а в начале 1941 года — химический техникум и аэроклуб имени Н.П. Каманина в городе Дзержинске Горьковской области. В феврале 1941 года добровольно вступил в ряды Красной армии и был направлен в Черниговскую военную авиашколу. Закончил ее в январе 1943 года летчиком в звании младшего лейтенанта. С февраля 1943 года участвовал в боевых действиях против фашистов в качестве летчика, старшего летчика и командира авиазвена 42-го гвардейского истребительного авиаполка, который был в составе 229-й истребительной авиационной дивизии на Северо-Кавказском фронте, а позднее (с декабря 1943 года) в Отдельной Приморской армии. В декабре 1944 года 42-й гвардейский истребительный авиационный полк был переведен в состав 269-й истребительной авиационной дивизии 2-го Белорусского фронта. В его составе летал на самолетах-истребителях Як-9 на боевые задания. Сопровождал штурмовики и бомбардировщики, охраняя свои наземные войска от немецкой авиации, занимался разведкой расположения войск и техники фашистов. За время войны совершил 244 боевых вылета, сбил три вражеских самолета (один лично, два в группе). На Парад Победы был направлен, будучи в должности командира авиазвена, в звании лейтенанта. По Красной площади прошел в составе батальона летчиков сводного полка 2-го Белорусского фронта. На груди 23-летнего лейтенанта сияли два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». После Парада Победы продолжил службу в авиационных частях Советской армии в должностях командира авиазвена, авиаэскадрильи и заместителя командира авиаполка. С августа 1954 года командовал авиаэскадрильей 396-го отдельного авиаполка особого назначения ВВС. А с января 1958 года по февраль 1960 года -командир авиаэскадрильи, старший летчик-испытатель. За период летной работы освоил 15 типов самолетов, в том числе три реактивных. Летал днем и ночью в различных метеоусловиях. Общий налет — более полутора тысяч часов, в том числе на реактивных — около шестисот часов. Демобилизовался из рядов Советской армии 4 февраля 1960 года в звании подполковника по состоянию здоровья. После демобилизации до октября 1966 года заведовал тактическим кабинетом Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. В течение четырех лет работал старшим инженером первого отдела института «Гипротюменнефтегаз». В 1973 году переехал в город Калязин Калининской области и до 1991 года работал председателем районного общества охотников и рыболовов. Скончался 8 июня 2001 года. Боевой летчик вспоминает: — Однажды, возвращаясь с задания, мы заметили
отступающую колонну фашистов (около ста машин и повозок), обстреляли
головную часть из пушек и пулеметов. В следующем заходе увидели на поляне
группу из восьми наших танков Т-34, которые заняли круговую оборону на
предстоящую ночь. Чтобы обратить внимание танкистов, мы пролетели над ними
на предельно малой высоте и, качая крыльями, начали стрельбу в сторону
фашистской колонны. Танкисты поняли, запустили двигатели и устремились по
указанному направлению. Позже танкисты сообщили, что фашистскую колонну
они уничтожили полностью. |