ДУНАЕВСКИЙ
          КОНСТАНТИН
          ДМИТРИЕВИЧ

Родился в 1922 г. в г. Ржеве. Русский. Учился в неполной средней школе № 6. Работал на заводе и одновременно занимался в аэроклубе. Осенью 1939 г. добровольно поступил в Батайское военное училище, в начале войны окончил Чкаловскую военно-летную школу, служил в авиационной части на Дальнем Востоке. Член ВЛКСМ. На фронте с 1943 г. Гвардии старший лейтенант, командир звена 47-го отдельного гвардейского разведывательного авиационного полка. Парторганизацией полка принят в партию. Погиб при выполнении боевого задания в боях за Берлин 23 апреля 1945 г.

Звание Героя Советского Союза К.Д. Дунаевскому присвоено 18 августа 1945 г.

 

ХРАБРЫЙ ВОЗДУШНЫЙ РАЗВЕДЧИК

Ржевский школьник Костя Дунаевский вырос в большой семье служащего. Отец, Дмитрий Иванович, проработавший всю жизнь бухгалтером, заботился, чтобы сыновья жили дружно, приобщались к труду. В Косте он заметил тягу к технике. Самым дорогим подарком для маль-чика был дешевый набор инструментов. Еще в школе Костя мастерил планеры и самолеты. Что-бы приблизить свою мечту стать летчиком, он поступил на завод: это облегчало положение многодетной семьи и открыло комсомольцу путь в аэроклуб. Об этих годах отец вспоминал: «Суровые требования жизни, созданные в силу сложившихся условий в нашей семье, сыграли положительную роль в формировании характера Кости. Он рано познал, что труд делает человека счастливым, полезным людям, обществу. У Кости пробудилась склонность к общественной деятельности, активное отношение к жизни».
Серьезное отношение к своим обязанностям и развитое с юности чувство долга перед коллективом, перед страной укрепили бойцовский характер молодого летчика. Учился он отлично, техникой овладел в совершенстве. Одно огорчало: шла война, а он нес службу на далеком тыловом аэродроме.
Из писем матери, Надежды Ивановны, Костя знал, что и отец, и два брата сражаются с фашистами. Он писал один рапорт за другим с неизменной просьбой: «Прошу направить на фронт».
И, наконец, желание его осуществилось: лейтенант попал в действующую часть, в отдельный полк, разведывательный, выполняющий задания вышестоящих штабов и Главного штаба Военно-Воздушных Сил страны.
Летный и штурманский состав в полку подобрался крепкий, высококвалифицированный, закаленный в боях. Прошло немного времени, и новичок Дунаевский встал в ряд самых опытных, надежных разведчиков. Только с 10 марта 1944 по 1 апреля 1945 года он произвел 106 боевых вылетов на дальнюю разведку глубоких тылов противника. При этом 27 боевых вылетов выполнены в сложных метеорологических условиях, при малых высотах с одновременной штурмовкой немецких войск на марше, железнодорожных эшелонов и автоколонн.
Одним из первых в полку он стал вылетать на разведку крупных тыловых объектов и в дневное время. По десять раз появлялся его самолет днем над Берлином, Данцигом, Гдыней, восемь раз над Кенигсбергом, шесть раз над Штеттином и другими городами. После его разведывательных полетов большой урон врагу наносили наши штурмовики и бомбардировщики.
В штабе подсчитали огромный объем работ, выполненных экипажем Дунаевского. Им сфотографировано 148 аэродромов, 3646 железнодорожных эшелонов, 1735 зенитных батарей, 925 судов различного тоннажа и много других объектов. В экипаж кроме Дунаевского входили: летчик-наблюдатель старший лейтенант Плисса Кольгейдиевич Нурнисов, стрелок-радист старший сержант Сергей Ильич Кононов, уроженец города Торжка, и воздушный стрелок Михаил Захарович Панфилов.
Маленький сплоченный коллектив добивался успеха даже в самых сложных условиях. 15 мая 1944 года при разведке железнодорожных узлов и аэродромов в Белоруссии экипаж попал в трудную, опасную обстановку. У Могилева гитлеровцы встретили самолет шквальным зенитным огнем. Но Дунаевский не сошел с боевого курса, сфотографировал цель. У Бобруйска разведчиков снова обстреляли. С первого захода сфотографировать объект не удалось. Прямым попаданием вражеского снаряда вывело из строя левый мотор. Несмотря на серьезное повреждение машины, Константин Дмитриевич сделал второй заход и добился своего: цель заснята. Подбитый самолет возвратился на свой аэродром.
7 сентября экипаж проводил разведку восточнопрусских железнодорожных узлов Хайльсберг, Морунген, Алленштейн, Ортельсбург. В районе Ортельсбурга советский самолет атаковали три истребителя. Долго продолжался неравный бой. Отлично маневрируя и отстреливаясь, Дунаевский уходил к своей территории, но недалеко от линии фронта был прижат к земле, при этом правый мотор его машины вышел из строя. Сохранив выдержку, спокойствие, пилот все же перетянул через фронт и сел на переднем крае наших войск — в районе города Осовца. Вражеская артиллерия открыла огонь по приземлившемуся самолету, но члены экипажа уже успели вынуть из фотоаппаратов отснятые кассеты и укрыться от обстрела.
Насколько настойчиво и результативно вел Дунаевский воздушную разведку, можно судить по наградам: в июле 1944 года старшему лейтенанту вручили орден Отечественной войны I степени, а в августе — орден Красного Знамени, в сентябре — второй орден Красного Знамени.
В битве за Берлин работы разведчикам добавилось. Иногда приходилось подниматься в воздух по три — пять раз. Так было и 23 апреля, за неделю до капитуляции фашистского ло-гова. Трижды Дунаевский в тот день летал над Берлином, возвращаясь каждый раз с ценными сведениями, помогавшими наземным войскам продвигаться вперед. Понадобилось взлететь и в четвертый раз. И Дунаевский с готовностью занял свое место в кабине. И опять он сделал все, что требовалось, и в штабе получили по рации донесение: «Задание выполнил, иду домой».
Домой он не вернулся. Экипаж погиб.

к оглавлению

build_links(); ?>