КОНОВАЛОВ
          СЕРГЕЙ
          ИВАНОВИЧ

Родился в 1920г. в д. Пески Рамешковского района. Русский. В 1934г. переехал в г. Калинин. Окончил школу-семилетку, ФЗУ на вагоностроительном заводе. Работал в инструментальном цехе завода токарем и учился в аэроклубе. В Советской Армии с 1940г. В июле 1941г. окончил Батайскую военную школу пилотов, а в декабре 1942г. после переподготовки прибыл на фронт. Пилот, заместитель командира, командир эскадрильи 150-го гвардейского истребительного авиаполка 13-й гвардейской истребительной Полтавско-Александровской ордена Кутузова дивизии. Дважды ранен. Уволен в отставку в 1960г. в звании полковника. Умер и похоронен в г.Калинине в 1975г.

Звание Героя Советского Союза С.И. Коновалову присвоено 15 мая 1946г.

 

«ХОЧУ ГРОМИТЬ ВРАГА КОММУНИСТОМ»

Так написал перед боем в заявлении в парторганизацию полка пилот Сергей Коновалов. Это было в июне 1943 года. Позади первые месяцы фронтовой жизни, первые воздушные бои, победы и неудачи. В одной из неравных схваток в марте его самолет подбили. Раненый летчик дотянул машину до своей территории, сделал вынужденную посадку. Полковые связисты потеряли его след, а друзья сожалели, что такой хороший, душевный парень выбыл из строя. Сергей же не думал о поражении. Он устранил повреждение, с помощью местных жителей перевязал рану и взлетел в синее небо, вернулся на аэродром. Его встретили восторженно, а командиры отметили и его отвагу, и знание техники, и одержимое стремление побеждать любые препятствия.
И потому на партийном собрании коммунисты единодушно решили принять летчика-истребителя в партию. Сергей, обрадованный вниманием и доверием товарищей, отвечал на их вопросы кратко, стесняясь говорить лишние слова.
Его путь в авиацию, на фронт изведан многими молодыми людьми того времени. Четырнадцати лет приехал он из деревни в город Калинин, поселился у сестры. Два года учился в школе, а потом пошел в рабочие — учился в ФЗУ, овладевал токарным делом, работал в многотысячном коллективе вагоностроителей, полюбил Волгу, стал искусным пловцом. Юношеская энергия била через край. И кто же в эти годы не мечтал о покорении спортивных вершин, о геройстве? Сергей никогда не увлекался пустыми, нереальными мечтами. Он предпочитал не говорить, а действовать. В один из летних дней молодой токарь оказался в аэроклубе, увидел, как взлетает самолет в небо, и решил стать летчиком. Заводская комсомолия поддержала его, и, когда настала пора идти в армию, пилот-инструктор аэроклуба стал курсантом летного военного училища.
А на фронте однополчане быстро оценили замечательные бойцовские качества истребителя Сергея Коновалова. Командир полка выразил это одной красноречивой фразой: «За короткий срок из неопытного молодого летчика вырос в воздушного аса».
Ас! Летчики не бросались этим словом. Им называли самых достойных. И названный асом дорожил этой честью больше, чем жизнью.
Пилоту Коновалову все чаще стали доверять водить в боевые полеты группу истребителей. Летчики охотно вылетали вместе с Коноваловым. Они верили в его мастерство и удачливость.
Осенью 1943 года шла битва за Днепр. 1 октября восьмерка Як-7 вылетела на прикрытие наших войск в районе Ми-Шурин-Рог. Ведущий Коновалов насчитал большое количество немецких самолетов, идущих к Днепру,— 45 «юнкерсов» в сопровождении десятки «мессеров». Семикратное превосходство! Но сколько бы их ни было, они не должны сбросить бомбы на наших пехотинцев и танкистов, форсировавших Днепр. И Коновалов повел свою восьмерку в атаку. Истребители, рискуя жизнью, расстроили боевые порядки противника и вынудили немецких летчиков побросать бомбы где попало и удалиться восвояси. Вместе с ведомым Коновалов сбил одного бомбардировщика.
8 декабря 1944 года четверка «яков» Коновалова, прикрывая наземные войска, встретила в воздухе три десятки «Фокке-Вульф-190». Ведущий подал команду атаковать противника и пер-вый пошел в бой. Умело сманеврировав, Коновалов подошел к одному из «фоккеров» на дистанцию 50— 100 метров и сбил его. Умело увернувшись от вражеского огня, он стремительно сблизился со вторым «фоккером» и опрокинул его на землю. Следуя примеру бесстрашного командира, ведомые еще сбили три немецких самолета. Атака «фокке-вульфов» на наши войска была сорвана. Потеряв пять машин, гитлеровцы повернули назад, а четверка истребителей Коновалова без потерь вернулась на базу.
И таких вылетов было много. Командование тремя словами определило стиль боевой работы заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Коновалова: смелость, внезапность и дерзость. Было замечено: ни один самолет противника, преследуемый Коноваловым, не уходил целым, что ас бьет с коротких дистанций и только прицельным огнем.
В конце войны неустрашимого воздушного бойца включили в специальную группу истребителей, названную «Меч». Она противостояла группе немецких асов «Удэт». Геринговские выкормыши обладали богатым боевым опытом, фанатично отстаивали гитлеровский рейх. Коммунист Коновалов мастерски бил и фашистских асов. Трижды в бою подбивали его машину, и всякий раз он находил в себе силы выходить победителем.
Всего рабочий парень с Калининского вагоностроительного завода совершил 248 боевых вылетов, участвовал в 100 воздушных боях, сбил 18 самолетов врага лично и четыре в группе. Его заслуги оценены по достоинству: орден Ленина, Золотая Звезда Героя Советского Союза, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды.
После войны Сергей Иванович, окончив Военно-воздушную академию, продолжал служить любимому делу, сколько позволило здоровье. Выйдя в отставку, он жил недалеко от своего завода, встречался со старыми друзьями, был, как всегда, радушен и жизнерадостен. Но подорванные силы заметно таяли, и он безвременно скончался.
Победу он оплатил дорогой ценой.

к оглавлению

build_links(); ?>