СОКОЛОВ
          МИХАИЛ
          ЕГОРОВИЧ

Родился в 1923г. в с.Белоусове Нелидовского района. Русский. Учился в средней школе, на курсах пилотов-планеристов в Нелидове, в Ржевском аэроклубе. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу летчиков. На фронте с ноября 1942г. Член КПСС с 1944г. Пилот, командир звена, командир эскадрильи 825-го штурмового авиационного полка. Служил в авиации до 1962г. Полковник запаса. Живет в г.Краснодаре.

Звание Героя Советского Союза М. В. Соколову присвоено 18 августа 1945г.

 

ПОБЕЖДАЛ ПРИ ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Как и многие его сверстники, Миша Соколов еще в школе мечтал об авиации. Он настойчиво шел к намеченной цели: пятнадцатилетним юношей учился в школе планеристов, а потом в Ржеве без отрыва от производства окончил аэроклуб. Ему не было и семнадцати, когда он добровольно поступил в военную школу. Рослый сообразительный юноша обладал и знаниями, и практическими навыками авиатора.
Всю войну он пролетал на штурмовике, был первоклассным мастером вождения самолета, бесстрашным в бою, умело выходил из самых затруднительных положений. Семь раз Ил-2 Соколова получал тяжелые повреждения, но пилот неизменно приводил израненную машину на аэродром. Дважды ему приходилось приземляться в нейтральной зоне, гитлеровцы пытались захватить его, но он ускользал от них и вновь вставал в строй.
13 марта 1943 года Совинформбюро сообщило о налете группы наших самолетов на вражеский аэродром в Орле, хорошо прикрытый огнем зенитной артиллерии и истребителями. Прорвав мощный заслон, штурмовики, в том числе и Михаил Соколов, снижались к самым ангарам и посадочным полосам, метко расстреливали немецкие машины. Соколов со своими друзьями в этом налете сожгли на земле 20 самолетов противника и 15 повредили.
19 июля 1944 года восьмерка «илов» наносила удар по скоплению танков в районе Моховая и Становая. Штурмовики повстречали 12 «юнкерсов». Соколов первым кинулся в бой и пулеметно-пушечным огнем подбил одного «юнкерса». Остальные, сбросив бомбы на своей территории, повернули обратно. Во время атаки наземной цели Ил-2 Соколова был подбит зенитным огнем, мотор начал давать перебои, скорость уменьшилась, и Соколов отстал от группы. Его догнали два истребителя «Фокке-Вульф-190». Экипаж подбитой машины принял бой. Десять минут продолжался неравный поединок. Стрелку удалось повредить один истребитель. Другой ушел. Мотор «ила» совсем заглох. Собрав все силы, Михаил Соколов спланировал и посадил машину на нейтральной полосе. Под минометно-артиллерийским обстрелом пилот вытащил из самолета тяжело раненного стрелка и 2 километра нес его к перевязочному пункту.
А в апреле 1945 года майор Соколов спас в воздушном бою командира полка. Когда командир выходил из атаки, на него напали вражеские истребители. Приготовившийся к атаке наземной цели Соколов быстро сменил курс и спикировал на истребитель врага, устремившийся на самолет командира. Раздались одновременно две очереди: враг обстрелял командирский «ил», а Соколов — «мессершмитт». Вспыхнув, фашистская машина врезалась в землю, а командир полка, хотя его самолет и получил несколько пробоин, продолжал руководить боем.
Всего комэск Соколов совершил 198 боевых вылетов, сбил три и на аэродромах сжег 12 самолетов противника, подбил 18 танков, уничтожил около 60 автомашин, 16 орудий и минометов, пять паровозов, 20 железнодорожных вагонов, взорвал четыре склада с боеприпасами и горючим. За отличное выполнение боевых заданий награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова III степени, двумя орденами Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды. А вскоре после войны пришла самая большая награда — звание Героя Советского Союза.

к оглавлению

build_links(); ?>