|
АПРЕЛИКОВ
Пётр Васильевич Там говорили: север б,
И ленты вились
бескозырки.
Была весенняя пора,
И шансы выжить были
зыбки.
Качал «охотник» океан Над перископом субмарины. Сигнальщик вел тот караван Через шторма и через мины.
Победа и ее парад.
А годы — пулей у
виска.
Награды ? Что от тех
наград.
Те годы в сердце
моряка.
|
Родился 3 апреля 1920 года в селе Красном Серебряно-Прудского района Московской области. В 1936 году окончил семь классов в городе Киржаче Владимирской области, а в 1938 году — там же — ФЗУ по специальности слесаря-инструментальщика и поступил работать на завод «Красный Октябрь». В 1939 году добровольно пошел служить в армию и был зачислен курсантом школы ВМФ Тихоокеанского флота по специальности сигнальщика. В 1943 году в составе спецкоманды Северного флота был командирован в США для получения кораблей типа «Большой охотник». Участвовал в боевых походах в составе Северного флота. Принимал участие в высадке десанта осенью 1943 года в районе Киркенеса. В 1945 году участвовал в Параде Победы в Москве в составе сводного батальона Северного флота в звании старшины 1 статьи, в должности командира отделения сигнальщиков. В 1947 году был демобилизован из армии и поступил работать помощником мастера на шелкоткацкий комбинат в городе Киржаче. В 1954 году был откомандирован в Калинин на пуск шелкоткацкой фабрики, где и проработал до ухода на пенсию в 1982 году. За время службы в армии и работы на производстве был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны и «Знак Почета», а также медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья». «За взятие Кенигсберга». «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». С 1982 года на пенсии, живет в Твери. Служба на Северном флоте Тверь — город сухопутный, однако из него вышли и проживают здесь немало моряков, кто волею судьбы поселился здесь навсегда. Один из них — Пётр Васильевич Апреликов, уроженец владимирской земли. В ноябре 1939 года военкомат удовлетворил просьбу Петра Апреликова и направил его на флот, во Владивосток. На острове Русский доброволец заканчивает школу сигнальщиков и в июне того же года направляется в Хасанский район береговой обороны на узел связи. В 1943 году со спецкомандой направляется в США. На пароходе «Кулу» пересекли Японское море, пролив Лаперуза, Алеутские острова и прибыли в Портленд. А затем по железной дороге приехали в Майами, штат Флорида. Там получили корабли класса «Большой охотник». Эти корабли в составе арктических конвоев осуществляли поставки военных грузов в СССР по ленд-лизy. Бригада кораблей (на БО-222 командиром отделения сигнальщиков был Пётр Апреликов) сопровождала караван судов. Зашли в Лондондерри в Шотландии, оттуда вместе с караваном прибыли в Мурманск. База была расположена в бухте Палагуба в Кольском заливе. Тут и началось боевое время для Петра: встречали караваны судов, выходили в Баренцево море на поиск немецких подлодок, сопровождали судов Архангельск, высаживали десанты разведчиков под Киркенесом, морской пехоты — вЛиннохамаари. Старшина 1 статьи Апреликов стоял на мостике рядом с командиром корабля. Однажды отряд в составе двух кораблей, БО-222 и БО-224, вышел из Полярного на поиск немецких подлодок в Кольском заливе. 222-й патрулировал выход из залива на траверсе острова Кильдин, а 224-й —у маяка Сетьнаволок. Был штиль. Расстояние между кораблями 10 кабельтовых (менее двух километров). Вдруг гидроакустик обнаружил подозрительные шумы. Командир объявил боевую тревогу, пробомбили возможное местонахождение подлодки глубинными бомбами и легли в дрейф. В это время в месте нахождения БО-224 послышался взрыв. Командир приказал дать самый полный, и «охотник» пошел к месту, где должен был находиться 224-й. Через несколько минут были на месте, но корабля не оказалось. На поверхности среди обломков плавали трое оставшихся в живых членов экипажа. Только подняли на борт двоих, как сигнальщик увидел след торпеды. Командир срочно приказал дать полный ход и бомбить предполагаемое место погружения подлодки. Вскоре на помощь подоспели еще пять «охотников», вторую половину дня и всю ночь корабли бороздили вход в Кольский залив и в подозрительных местах сбрасывали глубинные бомбы. Однажды Пётр Васильевич услышал радиопередачу по «Маяку», что рыбаки в Кольском заливе тралом зацепили и подняли какой-то комок. Разрыли его — а там ордена, по номерам выяснилось, что они принадлежали Иванову, командиру БО-224. И защемило сердце. |