pp - 0019-1.jpg

ФИЛАТОВ
Николай Иванович

 
Выпущен в сорок первом сержантом.
Учил Маресьев летать курсанта.
Встретив в сорок первом весну.
Ушел лейтенант на большую воину.
Сбивал фашистов и сам был сбит,
Но самое главное
не был убит.
Пришла победа — остался в живых,
Свершив триста вылетов боевых.
С Парадом Победы шагать удостоен,
И долетал до полковника воин.

Ветеран рассказывает:

— Родился я 14 июня 1922 года. В 1939 году окончил десятилетку в городе Рязани и поступил в Рязанский пединститут. В 1939 году на экраны вышел кинофильм «Истребители», и меня взволновала профессии летчика. В феврале 1940года я поступил в Рязанский аэроклуб, а в июле 1940года — в Батайскую военную школу пилотов имени Героя Советского Союза А. К. Серова.

Моим летчиком-инструктором был младший лейтенант А. П. Маресьев, который в июле 1941-го ушел на фронт, стал Героем Советского Союза. Подвиг Алексея Маресьева описан в « Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого.

В августе 1941 года я окончил авиашколу в малой группе (семь человек), готовившейся к отправке на фронт, но начальник школы оставил нашу группу летчиками-инструкторами.

В марте 1943 года мне все-таки удалось попасть на фронт летчиком 926-го истребительного авиационного полка, вооруженного самолетами ЛаГГ, подаренными народом Грузии. На фюзеляже самолетов была надпись «Советская Грузия» (на грузинском и русском языках).

С апреля 1943 года я начал участвовать в боевых действиях. В первых числах мая под руководством своего ведущего сбил первый самолет противника. Когда мы подходили к одному из бомбардировщиков, ведущий приказал мне выйти вперед, и я сразу открыл огонь. Он тут же приказал мне прекратить стрелять, подходить ближе и, как только я подошел к противнику метров на 50, сказал, что теперь можно открывать огонь. Мне удалось сбить этот самолет.

30мая 1943 года в тяжелом воздушном бою, увлекшись атакой бомбардировщика, имен небольшой еще опыт, я не заметил, как был атакован мессершмитом.

Снаряды попали в правое крыло и в правый порт фюзеляжа. Один снаряд разорвался в кабине (между мотором ч приборной доской), и я был ранен в правую ногу. Другой снаряд взорвался, попав в пробку крыльевого бензобака. Начал брызгаться маслом двигатель, загорелся бензобак правого крыла. Кабина была задымлена настолько, что видеть что-нибудь было очень трудно.

Вести бой уже не было возможности, возникла необходимость покинуть горящий самолет. Однако я не знал, на чьей территории нахожусь — на своей или на вражеской. Подо мной была река Кубань, но линия фронта была такой, что в одном месте за рекой была вражеская территория, а в другом — наша. Я решил лететь далеко за Кубань. Но пришлось садиться на горящем самолете, когда взорвался правый крыльевой бензобак.

Полет был довольно продолжительным, поэтому бензин из крыльевых бензобаков был израсходован и бак взорвался практически пустым. Если бы кто-нибудь мне сказал, что при взрыве бензобака самолет останется целым, я бы не поверил.

pp - 0019-2.jpgЯ немедленно пошел на посадку. Сел. Выскочил из кабины. Отбежав метров на 30 — 40, услышал взрыв. Оглянувшись, увидел груду металлолома. Минут через тридцать я уже в полевом госпитале. Здесь мне сделали все, что нужно.

Примерно часа через два меня подвезли к командиру стрелкового полка. В разговоре он спросил, знаю ли я такой-то истребительный авиаполк, и назвал его номер. Я сказал, что знаю. Командир сказал, что там, в этом полку, его сын — летчик. Предложил мне с ним поужинать. Налил мне большую кружку портвейна « 777» и сказал: «Выпьем за летчиков». Я подумал, что мне всего лишь 21 год, что я пью мало, но все-таки я летчик этого славного полка и должен выпить за успехи и здоровье всех своих друзей! Что я и сделал. И ничего!

Мы долго разговаривали с полковым командиром, мне было это очень приятно. Он сказал, что завтра отправит меня на мой аэродром на автомобиле.

Когда я впервые увидел кинофильм «В бой идут одни старики» и увидел, как Титаренко выпил спирт без воды, я сказал: «Боже мой! Ведь со мной так же было, но только пил я портвейн и из банки объемом с пол-литра. Но как это похоже!»

В июне 1943 года 926-й истребительный авиационный полк убыл получать новые самолеты, а я был назначен летчиком в 88-й истребительный авиационный полк, в котором и воевал до 9мая 1945 года.

Обстановка в воздушных боях в это время была очень сложной. 5 марта 1944 года, когда мы прикрывали войска в районе порта Керчь и вели бой по отражению налета бомбардировщиков «Ю-88», мой самолет был подбит огнем зенитной артиллерии противника. Пока мотор еще работал, продолжал атаковать противника и отражать удары. Однако закончить этот бой до конца и вернуться на свой аэродром мне не удалось. Двигатель заглох, и мне пришлось выйти из боя. Планируя через Керченский пролив на свою территорию, понял, что вернуться на территорию Таманского полуострова мне не удастся. У меня была возможность произвести посадку на очень узком побережье Крыма (вдоль Керченского пролива), где уже были наши поиска. Однако на побережье тысячи наших бойцов, огромное количество различной техники. Если бы я попытался произвести там посадку, то уничтожил бы не один десяток людей и много техники. А может быть, кроме того, и сим погиб. Принял решение садиться на воду.

Погода была солнечной, время — около 13 часов. Посадку на воду сделать зна-
чительно сложнее, чем посадку на грунт (при убранных шасси).

Как только самолет коснулся воды, от удара сразу закрылся подвижный фонарь кабины, и самолет довольно быстро ушел на дно. (Как потом сказали, глубина была не более 20метров.) В кабине стало темно. Секунд через 40 — 60я выскочил на поверхность. Мой спасательный жилет уже держал меня на воде. Надо мной (на высоте метров ста) ходил мой ведомый, который, увидев меня, машущего рукой, доложил по радио на наш аэродром о том, что я нахожусь в воде... Примерно через полчаса спасательный катер доставил меня на берег. К вечеру я уже был в полку. 6 марта отдыхал, а с 7марта я уже выполнял боевые вылеты. Вылет 5 марта был одним из самых тяжелых моих боев над морем. (В одном из представлений к боевой награде этот бой, который я вел на подбитом самолете над морем, и посадка на воду были отмечены.)

Очень трудным выдался бой (2 или 3мая 1944 года) под Севастополем. Шестерка наших истребителей сопровождала четверку штурмовиков Ил-2, которая наносила удар по войскам противника в районе Севастополя. Четверка наших истребителей под командованием Героя Советского Союза В.А. Князева была группой непосредственного прикрытия, а наша пара (я ведомый у помощника командира полка Е.А. Пылаева) была группой резерва.

Когда начался бой, наша пара была некоторое время свободной — четверка Князева самостоятельно справлялась с прикрытием и выполнением задачи. Но совершенно неожиданно наша пара была атакована, как потом оказалось, восьмью самолетами «Фокке-Вульф-190» («фоккерами», как мы их называли). Этот бой нашей пары с восьмью «фоккерами» оказался невероятно тяжелым. Противник сразу атаковал меня четырьмя самолетами справа сверху. (Потом оказалось, что Пылаев был атакован второй четверкой снизу слева.) И каждая четверка, как потом выяснилось, вела бой довольно умело. Два самолета, например, атакуют тебя снизу, и ты начинаешь уходить вверх, а когда выйдешь наверх с потерянной скоростью, то тебя начинает атаковать другая пара — сверху. От нее или уходишь вниз, или переходишь на одной высоте на глубокий вираж. Тебя может здесь остановить вторая пара.

Приходилось очень сложно пилотировать, часто переходить от одного маневра к другому, уходя от огня противника. При одной атаке, когда враг вел огонь по мне снизу, я видел, как трассирующие очереди подходят сначала снизу, затем все выше и выше. Я понял, что следующая очередь попадет в меня. И тогда я интуитивно мгновенно сорвал самолет в штопор и через полвитка вывел из него и тем самым сумел уйти из атаки немцев. Потом я пикировал для набора достаточно большой скорости, чтобы продолжать бой. Набирая высоту, увидел впереди (на высоте около 1000метров) пару «фоккеров». Имея уже хорошую скорость, я подошел к ним сзади, атаковал и сбил одного из них с дальности не более 50метров. Это было таким счастьем, после того что они делили со мной. Однако я почему-то не очень радовался иному своему успеху. Почему? Сам удивляюсь! Радость и осознание счастья пришли позже. Через одну-две минуты мы с Пылаевым совершенно неожиданна увидели друг друга, встретились и пошли, как будто до этого и не расставались.

Наш бой продолжился, наверное, не более семи — девяти минут, ибо за это
время (когда мы вели бой) наши штурмовики и прикрывающая их группа Князева ушли с линии фронта, выполнив свою задачу. О таком бое пары с двумя четверками в течение такого времени я что-то не очень часто слышал.
Кстати. Пылаев тоже сбил один «фоккер».

За время участия в боевых действиях (с апреля 1943-го года по 9 мая 1945года) я совершил 301 боевой вылет, провел 55 воздушных боев, сбил семь самолетов противника — пять лично и два в паре. За боевые действия с мая 1943 года по апрель 1945-го я был награжден четырьмя орденами — Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней и Красной Звезды. После войны награжден двумя орденами — Отечественной войны 1 степени и «За службу Родине в Вооруженных силах» III степени.

Напомню, что в июне 1943 года я был назначен летчиком в 88-й истребительный авиационный полк, в котором воевал до 9мая 1945 года.

Полк этот был создан в апреле 1940 года. Боевые действия начал 22 июня 1941 года. В сентябре 1943 года за участие в боях при освобождении города Новороссийска полк получил наименование Новороссийский (16 сентября 1943 года). 14 апреля 1944 года полк стал 159-м гвардейским полком. В июне 1944 года он был награжден орденом Красного Знамени. В апреле 1945 года награжден орденом Суворова III степени.

Таким образом, полк стал называться и называется сейчас так: 159-й гвардейский истребительный авиационный Новороссийский краснознаменный ордена Суворова III степени полк.

11 летчиков полка получили звание Героев Советского Союза и один — Героя Российской Федерации.

В этом полку я воевал в небе Северного Кавказа, Кубани, Тамани, Крыма, Белоруссии, Восточной Пруссии, Польши и Германии. Участвовал в освобождении Новороссийска, Керчи, Севастополя, Минска.

24 июня 1945 года в Москве был Парад Победы. От нашего полка были привлечены четыре офицера — три Героя Советского Союза (Постнов, Карданов, Грачев) и я.

Наша подготовка к участию в параде шла около одного месяца — сначала в городе Штеттине (Германия), а потом в Москве. В Москве мы базировались в казарме Высшего кавалерийского училища имени С.М. Буденного.

В день проведения парада шел очень сильный дождь, из-за которого воздушный парад и демонстрация москвичей были отменены. К вечеру дождь закончился, погода стала ясной, и торжественное ликование москвичей и участников парада продолжилось.

После войны я закончил Высшую летно-тактическую школу в городе Липецке (1946 год) и Военно-воздушную краснознаменную академию в Монино (1954 год).

На летной работе был до 1963 года, то есть летал 24 года. Начинал летать на самолете У-2 (ПО-2), а закончил на сверхзвуковом самолете Су-9 (в 1963 году). В Советской армии служил с 1940-го по 1977год. С 1963-го по 1977-й служил в Военной командной академии ПВО имени Г. К. Жукова преподавателем. После увольнения из Советской армии был оставлен работать в академии старшим научным сотрудником (до 1989 года).

Сейчас и на общественной работе. С 1484 года занимаю должность секретаря сонета ветеранов полка, в котором я воевал. Мной были организованы три встречи ветеранов нашего полка с личным составом: в 1990году в Польше, в 1995 и в 2000годах в Петрозаводске, где полк сейчас находится.

Очень много я занимался фото- и кинолюбительской съемкой. (С 1957-го по 1997 год я создал более 45 цветных любительских кинофильмов.) Мы с женой очень много путешествовали по рекам и озерам России, побывали на Камчатке, на Курильских островах. Собираю видеотеку советских кинофильмов.

С 1940 года (еще до службы в армии) по 1990 год занимался филателией. У меня более пяти тысяч советских марок. Многие их них с автографами космонавтов (Гагарина, Титова, Комарова и других).

Вместе с женой участвовал в игре «Поле чудес».

Моя жена Леонора Вячеславовна, а женаты мы 55лет, по образованию филолог. Закончила Саратовский университет. Работала преподавателем в школе. В настоящее время работает в библиотеке Тверского университета ПВО.

к содержанию

build_links(); ?>