МОРОЗОВ
          ИВАН
          ФЕДОРОВИЧ

Родился в 1930 г. в д. Савелово Кимрского района. Русский. В 1931 г. семья переехала в Ленинград, а в годы войны эвакуировалась на родину. В 1943—1946 гг. учился в 39-й железнодорожной школе на ст. Савелово. В 1950 г., окончив в Ленинграде десятилетку, поступил в Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского. В 1956г. окончил Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания в Севастополе. Член КПСС с 1956 г. Служил на разных командных должностях на Северном (1956— 1968) и на Балтийском (1968— 1978) флоте. Окончил Военно-морскую орденов Ленина и Ушакова академию имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко, Капитан первого ранга. Продолжает службу в Военно-Морском Флоте.

И.Ф. Морозову присвоено звание Героя Советского Союза.

 

АТОМНАЯ ВАХТА

В начале 1966 года группа атомных подводных лодок Северного флота готовилась к кругосветному подводному плаванию. В то время инженер-капитан 2-го ранга Иван Федорович Морозов служил в штабе флота. Но ему захотелось быть среди подводников, с которыми давно сдружился, побывал в дальних трудных плаваниях, за одно из которых в 1964 году был награжден орденом Ленина.
И вот снова поход. Да еще какой! Иван Федорович потерял покой. Вице-адмирал Николай Витальевич Усенко, бывший заместитель командира подводной атомной лодки в кругосветном плавании, в своей книге "Океанский максимум" вспоминает о И. Ф. Морозове:
"Дело в том, что совсем недавно Морозов возглавлял электромеханическую часть на нашем атомоходе. С самого рождения корабля, с того момента, когда сформировался экипаж, он руководил здесь коллективом специалистов по управлению ядерным реактором, сложными системами энергетики и живучести атомной подводной лодки.
— Мне очень хочется пойти в это плавание,— сказал при очередной нашей встрече Иван Федорович.— Когда наша лодка,— он всегда говорил "наша",— уходит в море даже ненадолго, а я остаюсь на берегу, у меня на душе нехорошо делается.— Подумав, решительно заявил: — Буду проситься, дойду до большого начальства.-
Мне тоже очень хотелось, чтобы Морозова послали в поход. Мы вместе прошли не одну тысячу миль, по-товарищески сблизились, достигли того уровня взаимопонимания, когда без лишних слов могли решать самые сложные задачи. Главное же, конечно,— широкая техническая эрудиция и большой инженерный опыт Ивана Федоровича. Иметь такого человека на борту в трудном плавании — еще одна гарантия успеха".
После настойчивых просьб Морозова зачислили в экипаж, и вместе со своими недавними сослуживцами он участвовал в походе.
Успешно, со знанием дела несли атомную вахту инженеры, специалисты подводной лодки. Руководил ими Иван Федорович Морозов. Они держали в своих руках "сердце" корабля: обеспечивали безопасную и надежную работу ядерных реакторов, главных и вспомогательных механизмов, разных корабельных систем и устройств. На протяжении всего многодневного похода механики корабля, отлично знающие свое дело, заботились о том, чтобы огромная лодка без всплытия на поверхность шла с заданной скоростью, была обеспечена светом, теплом, всеми условиями быта моряков на корабле.
Работа подводников-атомников сродни труду космонавтов. И те и другие пролагают пути в неизведанное, имеют дело с точнейшей техникой, проводят иногда рискованные эксперименты, живут в необычных условиях. Долгие недели, как свидетельствует Н. В. Усенко, подводники находятся в замкнутом, тесном пространстве — без солнца, звезд, смены дня и ночи, без голубого неба и зелени трав. Человек начинает плохо ощущать ход времени, а нарушение естественных циклических ритмов в организме сказывается на самочувствии и работоспособности. Нужен дружный, спаянный коллектив, вера каждого в свои силы, чтобы преодолеть преграды "подводного космоса".
Особое значение в этих условиях имеет безотказная работа всех механизмов корабля. Их надежность — главное мерило успеха. Как же добивались этого специалисты-подводники? Во-первых, надежность эксплуатации атомоходов заложена в их конструкции. За время длительного похода ни одна лодка не отстала, ни на одной не было серьезных технических повреждений. Во-вторых, проводилось постоянное, бдительное, очень внимательное обслуживание механизмов. Вот что об этом рассказывает Иван Федорович:
— Работа во время похода у нас, механиков-специалистов, была самая обыденная: несли вахту, проводили учебные занятия, проверяли работоспособность техники в различных условиях, выполняли ряд специфических работ. Вместе с тем пришлось выполнить и эксперименты, которые на практике подтвердили высокие технические возможности лодки, позволили выяснить новые решения для ее совершенствования.-
С благодарностью и любовью вспоминает Иван Федорович о своих подчиненных.
— За весь сложный, продолжительный поход,— говорит он,— не было ни одного нарушения эксплуатационных инструкций, ни одной поломки. Ходовую вахту мои товарищи несли бдительно, проявляли инициативу и предупреждали какие-либо отклонения от заданных штатных режимов.
Среди помощников Морозова выделялись инженеры Геннадий Мироненко — секретарь партийного бюро Олег Андронов.
В походе на подводном атомоходе требуется особенное внимание. Естественно здесь придирчивое, зоркое отношение к работе личного состава, особенно механической группы. Командир одобрительно отозвался о действиях экипажа, а инженеров назвал людьми талантливыми.
Высокая оценка командования, присвоение звания Героя Советского Союза не вскружили голову славному подводнику. Он продолжал настойчиво осваивать новую технику, расширять свой научно-технический кругозор. Три года Морозов учился в Военно-морской академии, семь лет служил на ответственной должности. В 1975 году капитан-инженер 1-го ранга И. Ф. Морозов был награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени.
Прославленный моряк-подводник, очень занятый сложными служебными обязанностями, не забывает о своих родных местах. Иван Федорович переписывается с кимряками, сообщает о своей работе, интересуется жизнью города на Волге. С Кимрами у него связаны воспоминания тяжелого детства, опаленного войной. Он родился в Савелове, в семье рабочего-сапожника. Вскоре семья переехала в Ленинград. Тяжкие испытания пережила она в ходы Великой Отечественной войны. В декабре сорок первого на строительстве оборонительных сооружений погибла сестра Вани, а в феврале сорок второго при обороне города погиб отец Федор Игнатьевич. Наступили трагические дни блокады. Летом сорок второго мать, Аграфена Матвеевна, с пятью детьми была эвакуирована в Кировскую область, но через год перебралась к родственникам на родину — в Савелово. С особой теплотой Иван Федорович вспоминает свои школьные годы — учебу в Савеловской железнодорожной школе, пионерские заботы в дружине, в тимуровской команде, прием в комсомол: "Жили тогда трудно, но дружно".
В 1946 году Аграфена Матвеевна Морозова с детьми, поблагодарив кимрских родичей за доброту, уехала в Ленинград. Еще в школе Иван Морозов мечтал о морских походах, о службе на кораблях, которые видел по праздникам на Неве. И он готовился к морской службе, и пошел на флот. Достигнув очень многого на избранном поприще, Иван Федорович говорит:
— В своих желаниях я не ошибся: профессия инженера-подводника на атомоходе действительно очень интересная, нужная, хотя и трудная. Каждый поход в океан, особенно дальний, каким бы трудным и ответственным он ни был, всегда связан с интересной работой, неповторимыми воспоминаниями.

к оглавлению

build_links(); ?>