ВИЛЬЯМСОН
          АЛЕКСАНДР
          АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился в 1918 г. в г. Торжке. Русский. Семья переехала в Симферополь. Окончил с отличием Качинскую военную школу пилотов. С июля 1941г. на фронте. Пилот, командир звена, командир эскадрильи 104-го гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка 9-й гвардейской Мариупольской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии. Член КПСС с 1943 г. После войны продолжал службу в авиации. В 1960 г. уволен в запас в звании полковника. Работал в Аэрофлоте. Персональный пенсионер. Живет в г.Симферополе.

Звание Героя Советского Союза А.А. Вильямсону присвоено 25 июня 1945 г.

 

АС ИЗ ДИВИЗИИ ПОКРЫШКИНА

Александра Александровича Вильямсона в Симферополе хорошо знают. Героя Советского Союза тепло встречают в школах, в комсомольских организациях, в местном аэропорту, летчики которого проводили бывшего истребителя на пенсию, на отдых. Да и он всех знает. В этом городе Саша Вильямсон вырос, бегал в школу, получил первую жизненную закалку на заводе, в симферопольском аэроклубе впервые поднялся в небо.
А вот родился Александр Александрович Вильямсон на тверской земле, в городе Торжке. Предки его — выходцы из Эстонии. Дед, бедный крестьянин Христофор Вильямсон не от хорошей жизни в конце прошлого века переселился в Россию. Но на чужбине он не ужился и, оставив в Торжке жену и сына Александра, вернулся на родину. Сын подрос, стал опорой матери, служил в местной земской управе. В 1914 году его мобилизовали в армию. Вернулся он с войны больным. У Анны Михайловны, его жены, в 1918 году родился сын, которого тоже назвали Александром. Вскоре семья переехала в Крым, чтобы поддержать здоровье отца. Отец в 1919 году умер, и мужественная женщина Анна Михайловна, учительница начальных классов, одна воспитала четверых детей — двух дочерей и двух сыновей. Александр стал летчиком, а Борис — моряком.
Борис, защищавший Одессу и Севастополь с первых дней войны, погиб в 1942 году. А Александр все четыре года войны прослужил в 298-м истребительном полку, ставшем 104-м гвардейским. Полк входил в дивизию, которой командовал прославленный воздушный ас Александр Покрышкин. Из дивизии вышла целая плеяда бесстрашных истребителей, Героев Советского Союза. К ней принадлежит и Вильямсон.
Группа выпускников Качинской авиационной школы пришла в полк в июле 1941 года. Молодые пилоты не получили еще ни звания, ни обмундирования. Не было и самолетов. Обстановка же на Южном фронте с каждой неделей накалялась. Некоторые бывшие курсанты сели на самолеты, заменив выбывших из строя летчиков. А Вильямсон взялся отремонтировать побывавший в аварии И-16. Долго и старательно лечил он «ишачка» и своего добился — ввел его в строй действующих и полетел на боевое задание.
Первый фашистский самолет Александр сбил в августе в районе Запорожья, второй— за-паднее города Красный Луг. Так начался боевой счет летчика, счет уничтоженных немецких машин. С каждой воздушной схваткой крепли мастерство, уверенность в своих силах. Воодушевляла на подвиги и поддержка опытных пилотов, вся атмосфера дружного спаянного коллектива.
Любит Александр Александрович вспоминать необычный полет в феврале 1942 года. Из штаба Южного фронта было получено указание — истребителям полка сопровождать бомбардировщики, которые шли на одну из железнодорожных станций, чтобы уничтожить разгружающиеся немецкие эшелоны. Маршрут выдался дальний, горючего могло «ишачкам» не хватить. Но иного выхода не было. Полетели. Бомбардировщики достигли цели, сбросили бомбы на пути, на эшелоны. Удар был сокрушающим.
«Когда возвращались назад,— пишет Вильямсон,— под Артемовском заметили вражеский аэродром, по которому длинными хвостами поднимались снежные струи: это поднимались в воздух фашистские истребители. Завязался бой. Как случилось, не пойму до сих пор, но меня отсекли от своих. Потерял их из виду. А тут наседает четверка «мессершмиттов». Чтобы не подставлять под удар «брюхо», резко нырнул вниз и перешел на бреющий полет. Оглянулся — один из фашистов пристраивается в хвост. Вот-вот очередь прошьет моего «ишачка», и тогда конец. Что делать? Резко убираю газ. И в тот же миг фашистский истребитель с воем проносится надо мной. Он явно не ожидал такого маневра. Через несколько секунд уже я оказываюсь у него в хвосте. Нажимаю на гашетку, и «мессер» падает на землю.
Куда девались остальные фашисты — не знаю. Но если бы кому-то из них вздумалось преследовать меня дальше, мне бы от них не уйти: патронов больше нет, горючее на нуле, а до линии фронта еще далеко. И вдруг вижу: навстречу тянется пятерка дорогих «ишачков». Это мои ребята, выдержав трудный воздушный бой, спешили мне на выручку. Признаюсь, не сдержал тогда слез. «Да разве такие дадут погибнуть!» — подумал я и вклинился в их строй».
В последующих боях летчики полка, получая истребители новых марок, быстро осваивали их и часто малыми силами бились в небе с армадами врага и выходили победителями. Младший лейтенант Вильямсон многократно попадал в критические положения, и всегда его спасали быстрота реакции, огромная сила воли, высокое мастерство пилота. В наградном листе из его боевой жизни приводятся такие факты.
10 апреля 1943 года. Дежуривший на аэродроме Вильямсон по сигналу вместе с ведомым взлетел в воздух. За облаками он заметил немецкого разведчика Ю-88. Обнаружив погоню, «юнкерс» пошел вверх. Наши истребители летели без кислородных масок. А высота все возрастала и возрастала. Трудно дышать. Высота 6 тысяч метров, 7 тысяч... В глазах пошли разноцветные круги. Вильямсон решил стрелять с дальней дистанции. Еще секунда, вторая, и «юнкере», накренившись, пошел вниз. Подбитый фашистский разведчик уходил к своей территории. Вильямсон с напарником заставили его сесть в расположении наших войск. Взятый в плен немецкий летчик никак не мог поверить, что его подбили советские пилоты на огромной высоте без кислородных масок.
5 мая 1943 года. В неравном бою с 12 «месерпшиттами» Вильямсон был ранен в голову. Глаза заливало кровью, но он не уходил из боя до конца вылета и вместе со своей группой выполнил задание.
28 августа 1943 года. Выполняя в этот день пятый боевой вылет с группой из 6 «аэрокобр», Вильямсон повел свою шестерку в бой с 12 «мессерами». Его самолет получил серьезное повреждение, а сам он тяжело ранен в голову. Пилот не растерялся. Собрав последние силы, он привел самолет на свой аэродром, посадил его и потерял сознание...
Эскадрилья старшего лейтенанта Вильямсона прославилась в боях на 4-м, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Только за последний год войны она провела 793 успешных боевых вылета, 53 воздушных боя, в которых сбила 18 самолетов противника. Ведущим всегда был отважный комэск, подававший пример храбрости и точного расчета. За этот период он уничтожил восемь вражеских самолетов, а всего за войну Александр Александрович совершил 382 боевых вылета, провел 66 воздушных боев, сбил лично 25 самолетов врага и 6 — в группе. Последний самолет воздушный ас подбил в небе над Берлином 28 апреля 1945 года. Но с этим вылетом война для него и его однополчан еще не кончилась. Дивизия Покрышкина сопровождала 3-ю гвардейскую танковую армию П. С. Рыбалко в рейде через Рудные горы в Чехо-словакию на помощь восставшей Праге.
Подвиги Александра Вильямсона заслуженно и по достоинству вознаграждены. Два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды — так отмечен боевой путь летчика. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин о наградах Вильямсона писал: «...каждый орден — это рассказ о подвиге, о том, как в бою проявлялись его отвага, хладнокровие в самый опасный момент, умение ориентироваться в трудной обстановке и никогда не терять веру в свое превосходство над врагом, в свою победу...»
Таков один из славных соратников Покрышкина.
В числе лучших летчиков знаменитой дивизии Александр Александрович участвовал в параде Победы, после которого друзья поздравили его с высшим отличием — званием Героя Советского Союза.

к оглавлению

build_links(); ?>