АЛЕЛЮХИН
          АЛЕКСЕЙ
          ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился в 1920 г. в с. Кесова Гора Кесовогорского района. Русский. Член КПСС с 1942 г. По окончании семилетки работал в Москве на фабрике "Канцпром". Одновременно учился в планерной школе и аэроклубе. В Советской Армии с 1938 г. С 1938г. по 1939 г. учился в Борисоглебской военной летной школе им. В. II. Чкалова. На фронтах Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Участник боев под Одессой, Ростовом, на Южной Украине, в Германии. После войны окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе и Академию Генерального штаба. Генерал-майор авиации запаса. Живет в Москве.

Звание Героя Советского Союза А. В. Алелюхину присвоено 24 августа 1943 г. Второй медалью "Золотая Звезда" награжден 1 ноября 1943 г. Бюст героя установлен в Кесовой Горе.

 

ОН НЕ ЗНАЛ ПОРАЖЕНИЙ

Военная биография советского летчика-аса Алексея Васильевича Алелюхина слагается из поразительных фактов. Вот они.
Первый боевой вылет им совершен 22 июня 1941 года при защите Одессы, последний — над поверженным Берлином. Все годы войны — на фронтах, в неспокойном, грозовом небе.
Шестьсот раз он вылетал на боевые задания, провел 258 воздушных боев, сбив лично 40 самолетов противника и еще 17 — в групповых боях. Всего им уничтожено 57 вражеских машин. Ими оснащалось больше семи фашистских эскадрилий.
За все это время, несмотря на ожесточенность и рискованность многих схваток с гитлеровскими асами, Алелюхин не потерял ни одной машины. Практически он не знал ни одного поражения.
Начал он войну в звании младшего лейтенанта, рядовым пилотом-истребителем, а окончил ее гвардии майором, командиром 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. Весь этот боевой путь Алелюхин прошел в одном и том же полку.
Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 24 августа 1943 года. Позади — опаснейшие месяцы обороны Одессы, напряженнейшие бои под Сталинградом, Таганрог и Ростов. А уже через 66 дней — 1 ноября 1943 года опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Алелюхина второй медалью "Золотая Звезда". Можно себе представить, какими боевыми, поистине героическими были эти 66 дней!
В наградном листе на присвоение Алелюхину звания дважды Героя Советского Союза, подписанном выдающимся полководцем Ф. И. Толбухиным, за сухими цифрами чувствуется горячее дыхание сражений в Донбассе и под Мелитополем. В представлении приводятся такие удивительные сведения: при освобождении Донбасса эскадрилья капитана Алелюхина произвела 479 боевых самолето-вылетов, участвовала в 249 воздушных боях, сбив 51 самолет противника. При прорыве немецких укреплений в Мелитополе, превращенных врагом в важнейший стратегический узел, эскадрилья совершила 240 самолето-вылетов, провела 92 воздушных боя, уничтожив 9 самолетов неприятеля. Сам комэск за это короткое время 110 раз поднимался в воздух, провел 49 боев, уничтожив 10 фашистских стервятников.
Что стоит за этими цифрами? Ежечасная готовность подняться в воздух навстречу врагу. Неутомимость бойца, способного после тяжелейшей схватки с напористым противником снова и снова принимать бой, еще более тяжелый, еще более опасный. Храбрость, помноженная на точный расчет. Мужество, сочетающееся с разумной инициативой. Воля к победе и беспредельная, до самопожертвования, любовь к Родине.
А что скрывается за штабным выражением—"самолето-вылет"? Об этом сам Алексей Васильевич рассказал через тринадцать лет после войны в выступлении перед комсомольцами:
"...В один из осенних дней я возвращался на свой аэродром. Я вспоминал удачно проведенную операцию и уже предвкушал радость встречи с друзьями, как вдруг увидел над собой два "мессершмитта". Под прикрытием облаков они незаметно подкрались ко мне и вот-вот должны были начать атаку. Я нырнул резко в сторону и стал набирать высоту. Немцы разгадали мой маневр и тоже полезли вверх. 6500 метров! Хищные, имеющие прекрасную скорость и маневренность "мессеры", словно пришитые, идут рядом. Обливаясь от волнения холодным потом, я штопором бросаю машину вниз. Немцы делают то же. Тогда я резко тяну ручку на себя, внезапно "переламываю" свой самолет и свечой лезу в облака. Совсем рядом пронеслись вниз фашистские самолеты, не успев даже дать очередь. Теперь наверху оказался я, но в облаках ко мне вдруг пристроился третий "мессершмитт". И опять моя машина вертикально падает вниз. Я забыл о времени, во рту пересохло, уши заложил звенящий гул мотора, гнуло и ломило спину, голову вжимало в плечи. Я ушел от преследования и этого фашиста, но на помощь к немцу пришли еще два самолета. Пять против одного. Вверху, по бокам, в хвосте — всюду враги. А за моей спиной наш Ростов, фашисты рвутся туда, к нему, чтобы посеять смерть на улицах!
Вывожу самолет вперед, пикирую, делаю вертикальную бочку, убрав на доли секунды газ. Машина резко теряет скорость, и немцы в 30 метрах проскакивают мимо меня, выходят вперед. И как только в бешено прыгающем прицеле появилась ненавистная свастика, я нажимаю на гашетку верхних пулеметов. Ведомый фашистов рыскнул вправо, потом вдруг нырнул круто вниз, за ним потянулся столб черного дыма. Я спикировал, спрятался за дымовой завесой и приготовился к новой атаке. Но фашисты уже трусливо уходили на запад. Развернув машину, я ринулся в погоню. Закусив до крови губу, я выжимал из мотора все, однако отставал все больше и больше. А когда немцы скрылись в плотной облачности, я бросил взгляд на бензоуказатель и обомлел: стрелка стояла около нуля.
К своему аэродрому я летел буквально на "нервах". Но вот начались и знакомые места, и вдруг мотор заглох. Впереди болото, за ним глубокий ров, а дальше начинается посадочная площадка. В жуткой тишине начинаю планировать. Только бы хватило высоты! Только бы спасти машину. Сто метров, пятьдесят, десять. Ров подо мной. Теперь можно выпустить шасси. Самолет упруго толкнулся о грудь земли, подпрыгнул и, чуть содрогаясь, заскользил по полю. Открываю кабину, достаю блокнот и делаю пометку. Под Ростовом моя эскадрилья сбила 22 самолета противника. Шесть из них сбил я. Сегодняшний "мессер" был седьмым".
Вот сколько усилий, напряжения, находчивости, нечеловеческой выносливости требует лишь один вылет. А их Алелюхин совершил шестьсот! Конечно, не все они равнозначны, не все завершались такой блестящей победой, но все они непременно требовали всех сил и способностей летчика.
Алексей Васильевич за годы войны вырастил много замечательных, талантливых мастеров воздушного боя. Командир эскадрильи пользовался среди товарищей непререкаемым авторитетом. Его примеру следовали, ему подражали. В полку распевалась песенка с таким припевом:

Если в небе Алелюхин,
Значит, "юнкерс" на земле.
Его хорошо знали и враги. Даже самые искусные, хваленые гитлеровские асы опасались встречаться с ним в воздухе. Они узнавали его стремительную машину, его неожиданные маневры, свойственный ему почерк и со страхом предупреждали друг друга: "Внимание! В воздухе — Алелюхин!"
При всех своих достоинствах комэск, дважды увенчанный званием Героя Советского Союза, оставался буднично деловым, скромным, даже стеснительным человеком. Он не любил рассказывать о своих подвигах. Друзья шутили: Алелюхину легче отправить в преисподнюю пять "мессеров", чем описать хотя бы один воздушный бой, героем которого он был сам, а о своих орденах и медалях Алексей говорит коротко: "Одесса", "Сталинград", "Зимовники", "Котельниково", "Калач", "Ростов", "Таганрог", "Мелитополь".
Случались иногда настолько выразительные победы, которыми нельзя было не восхищаться, которые нельзя было не отметить.
Один из боев наблюдал генерал, командир соединения. Под его командованием Алелюхин проделал путь от Сталинграда до Мелитополя. Это был бой десяти советских самолетов, ведомых Алексеем Алелюхиным, против пятидесяти гитлеровских бомбардировщиков, прикрываемых истребителями. Десятка Алелюхина расстроила боевой порядок немцев, сбила ведущих и посеяла среди фашистских летчиков такую панику, что гитлеровцы, торопясь удрать, сбросили бомбы над расположением своих же войск. Орден Суворова был новой наградой двадцатитрехлетнему майору. Ранняя зрелость объясняется еще одним его качеством — стремлением к знаниям, к труду, к совершенствованию. Вот как сложились его юные годы.
Отец Алексея, солдат первой мировой войны, работал железнодорожником, мать — крестьянка. Они жили бедно, всю жизнь трудились, и сын помогал им с детских лет. Окончив в 1936 году семилетку в Кесовой Горе, он уехал в Москву, поступил на фабрику. Юный рабочий в 'шестнадцать лет не имел ни одного часа свободного времени. Он жадно впитывал новые впечатления, новые знания. Ему хотелось все попробовать самому — и сыграть в футбол, и участвовать в соревнованиях волейболистов, и поехать на велосипеде за город, и прочитать интересную книгу, и посмотреть фильм о Чапаеве. На фабрике он вступил в комсомол, был одним из активных членов организации. Еще с детства захватила его мечта о небе, о самолетах. В Москве Алексей получил возможность осуществить ее. Без отрыва от производства он окончил планерную школу, в 1938 году уже успешно занимался в аэроклубе, поднимался в небо и навсегда полюбил безоглядную синюю ширь. На следующий год по путевке комсомола Алелюхин уехал в Борисоглебск, в военную летную школу, и к началу войны аттестовался как отличный пилот.
Так же он продолжал жить и после войны: учеба в военных академиях, передача боевого опыта летчикам соединения, которым командовал, самообразование и то же давнишнее стремление к совершенствованию, к труду.
Боевой путь Алексея Васильевича Алелюхина отмечен двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова III степени, Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. За послевоенную деятельность он награжден орденом Трудового Красного Знамени.
И хотя Алексей Васильевич достиг пенсионного возраста, — впереди у него большая работа. У таких людей, как он, не бывает бесцельного отдыха. Их счастливый удел — вечный непокой.

к оглавлению

build_links(); ?>