ЖУРАВЛЕВ
          ИВАН
          ПЕТРОВИЧ

Родился в 1905г. в д. Переварово Ржевского района. Русский. Член КПСС, рос и учился в г.Колпино Ленинградской области. В 1924г. добровольно вступил в Советскую Армию, окончил Военно-техническую школу ВВС им. К. Е. Ворошилова и школу летчиков в Борисоглебске. Служил старшим летчиком, помощником командира полка, инструктором-летчиком Военно-Воздушных Сил Ленинградского округа. Во время войны с белофиннами возглавил эскадрилью скоростных бомбардировщиков. В годы Великой Отечественной войны командовал ВВС Волховского, 3-го Прибалтийского фронтов и 14-й воздушной армией. Генерал-лейтенант в отставке. Живет в Ленинграде.

Звание Героя Советского Союза И. П. Журавлеву присвоено 7 апреля 1940 г.

 

ВСЯ ЖИЗНЬ В АВИАЦИИ

Девятнадцати лет Иван Журавлёв прибыл в школу, где курсанты изучали самолеты, знакомились с первыми шагами советской авиации. Он с пылом молодости увлекся новым делом, навсегда связал с ним свою судьбу. В тридцатых годах советская авиация пополнилась новой техникой. Летчик Журавлев, не жалея сил и энергии, осваивал только что появившиеся бомбардировщики и истребители, настойчиво передавал свои знания молодым пилотам. В 1936 году за успехи в боевой и политической подготовке авиационного отряда его командир И. П. Журавлев был награжден орденом Ленина. А через два года опытного авиатора назначили инспектором-летчиком военного округа. Иван Петрович бывал в полках, эскадрильях, проверял, как осваивается боевая техника, задушевно беседовал с молодыми пилотами, щедро делился с ними своими знаниями.
Богатый летный опыт Журавлева пригодился в боях с белофиннами. В составе 85-го бомбардировочного полка он командовал эскадрильей скоростных бомбардировщиков. Этот особый полк, укомплектованный экипажами — мастерами слепого полета и бомбометания с пикирования, вел непрерывные боевые действия днем и ночью в течение 63 суток из 70, в то время как другие авиачасти за этот же период по условиям погоды вели боевые действия только в течение шести—восьми дней. На опыте этого полка была разработана система бортового и наземного оборудования, программы подготовки летного состава для полетов в сложных метеоусловиях, а также новое наставление по штурманской службе.
Иван Петрович был одним из тех командиров 85-го полка, которые в боевой обстановке, рискуя жизнью, прокладывали новые пути советской авиации. Эскадрилья Журавлева вылетала той зимой в любую погоду, отработав в совершенстве полеты вслепую. Для того времени это было огромное достижение. При этом комэск проявил исключительную энергию, инициативу и личное летное мастерство. Его эскадрилья по всем боевым показателям вышла на первое место в полку.
Когда требовало дело, Журавлев первым показывал новый прием борьбы с противником, личным примером увлекал за собой всю эскадрилью. В ту зиму появилась необходимость внедрить бомбометание с малых высот парашютными бомбами. Комэск совершил налет на береговые артиллерийские позиции противника на мысе Ристниеми. Это был блестящий полет. Несмотря на активный огонь вражеской зенитной артиллерии, он сбросил бомбы со стометровой высоты.
Таким полетам потом научились сотни летчиков.
В начале Великой Отечественной войны из-за острой нехватки аэродромов часть авиационных полков Ленинградского фронта пришлось перебазировать на Волховский и Тихвинский аэродромы. Здесь была создана специальная оперативная группа Военно-Воздушных Сил фронта. Командование ею возложили на полковника Журавлева. Здесь, в сложных условиях, ярко проявились волевые, организаторские способности опытного авиатора. И, когда образовался Волховский фронт, Иван Петрович был назначен командующим его Военно-Воздушными Силами.
В годы войны и в послевоенное время генерал-лейтенант авиации Журавлев одиннадцать лет — на командных должностях.
Вся жизнь его посвящена авиации. За боевые заслуги он награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Богдана Хмельницкого I степени, польским орденом "Виртути Милитари".

к оглавлению

build_links(); ?>