КОНСТАНТИНОВ
          ВЛАДИМИР
          ФЕДОРОВИЧ

Родился в 1921г. в д. Нигерево Лихославльского района. Русский. В 1925г. семья переехала в г. Тверь (ныне Калинин). Окончил среднюю школу № 1. В 1939г. по комсомольскому набору поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Член КПСС. На фронте с мая 1942г. Штурман экипажа, штурман звена, летчик, штурман 709-го полка легких ночных бомбардировщиков. В 1945г.— летчик-штурмовик. Участник Сталинградской битвы. После войны окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС и Военно-воздушную академию. Полковник В. Ф. Константинов с 1967г. работал в ЦК ДОСААФ СССР старшим инспектором - летчиком. Умер в 1979 г.

Звание Героя Советского Союза В. Ф. Константинову присвоено 13 апреля 1944 г.

 

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕКРАСНЕЕ!

Воодушевленный примером сестры, Владимир Константинов не мучился при выборе профессии. Еще в школе он решил стать летчиком. С детства он был хворым, слабым ребенком. Несколько поправили здоровье пионерские лагеря, наблюдение врачей. В старших классах школы, определив себе путь в авиацию, он усиленно занимался спортом — бегал па коньках, играл в футбол, занимался гимнастикой, ходил в походы. Больше всего он боялся того, что строгие авиационные доктора найдут у него какие-нибудь изъяны. Опасения прошли только в тот день, когда его зачислили курсантом училища.
Учился Владимир с упоением, страстно полюбив избранное дело, и в письмах домой, в Калинин, сообщал Тамаре о своих успехах. В мае сорок первого сержант, стрелок-бомбардир Константинов прибыл в полк в Шепетовку. Тут и застала его война. Но самолетов не было, и он в другом тыловом городе срочно переучивался на штурмана пикирующего бомбардировщика, потом его переправили в другую часть. А хотелось на фронт, в небо, не терпелось сразиться с врагом. И, наконец, только в мае 1942 года Константинов, многому научившийся, приехал в действующий 709-й полк под Харьков. С той весны началась беспрерывная боевая работа. Воевал на Юго-Западном, Южном, Сталинградском и 4-м Украинском фронтах.
Суровой школой мужества и мастерства были сталинградские бои, в которых Владимир Константинов совершил 330 боевых вылетов. Легкие ночные бомбардировщики У-2 оказали защитникам Сталинграда неоценимую поддержку. Владимир Федорович, вспоминая те горячие дни и ночи, рассказывал:
"Бомбил живую силу и боевую технику немцев па подступах к Дону, на переправах через Дои, на подступах к Сталинграду и в самом городе. При бомбометании по объектам фашистов в самом Сталинграде для отыскания целей мы пользовались не полетной картой, а планом города, так как приходилось в дыму и пламени сплошного моря огня отыскивать отдельные дома, в которых были опорные пункты и штабы гитлеровцев. Сбрасывали бомбы, снижаясь до минимально допустимой высоты, рискуя быть пораженными осколками своих же бомб, так как нельзя было промахнуться: одну сторону улицы занимали немцы, а другую — наши.
Очень большую и важную боевую работу проделали люди нашего полка по транспортировке грузов нашим наземным войскам, державшимся на небольших плацдармах в Сталинграде, стоявшим насмерть воинам героической 62-й армии. Мы возили им тяжелые, оборудованные парашютами мешки с патронами, минами, снарядами, медикаментами, сухарями, шоколадом и сбрасывали их нашим бойцам с малой высоты под ураганным огнем врага".
Нарисовав эту общую картину, отважный штурман умолчал о себе. Его самолет У-2 иногда за одну ночь поднимался в небо по пять—семь раз. Вместе с летчиком Бушуевым Владимир вылетал и на бомбежку, и на разведку, и на транспортировку грузов, и вывозил раненых с поля боя. Немцы презрительно и насмешливо называли У-2 "Рус-фанер". Но немудрящая и юркая машина в умелых руках наносила фашистам большой урон. Она чаще, чем другие самолеты, страдала от губительного огня противника. Не раз Владимир возвращался ночью на свой аэродром на избитом осколками снарядов и пулями самолете, едва державшемся в воздухе. А однажды осколки зацепили и штурмана. Раненый, он выполнил задание и, прилетев на базу, отказался ехать в госпиталь.
Особая точность и отвага требовались от ночных бомбардировщиков при доставке грузов на плацдармы, удерживаемые у Волги пехотинцами. Смельчаки, прижатые к реке, вели изнурительные ближние бои с фашистами и могли ждать помощи лишь с воздуха. Однажды па такой плацдарм полетели Владимир Константинов и Дмитрии Бушуев. Они летели к Сталинграду из степи. Вот и свинцово-холодная Волга. На берегу горят костры, а сзади них — вечно пылающие пожарища города. Первый экипаж снижается до 600 метров, бросает мешки. Белые купола парашютов скрываются в водах Волги. "Экая досада,— замечает Владимир и показывает Бушуеву.— Спускайся ниже!" Они пикируют. До земли остается 200, 100 метров. Гитлеровцы, закрепившиеся на господствующих высотах, бьют из зенитных пушек и пулеметов. Но они, пренебрегая смертельной опасностью, опускаются до 30 метров. Парашюты едва успевают раскрыться. Мешки с боеприпасами и продовольствием попали к своим. Цель достигнута.
Командир полка, приказывавший сбрасывать груз с высоты 600 метров, строго спросил:
— Кто опускался ниже? Поднялись Константинов и Бушуев.-
— С какой высоты бросали?-
— С тридцати—сорока метров,— доложили они. И тут же оправдывались: — Так надежнее, выше нельзя.-
Инициативу смельчаков подхватили другие экипажи. Затем летчики стали снижаться еще ниже и сбрасывали мешки без парашютов.
Потом Владимир Константинов сражался за освобождение Ростова-на-Дону, Таганрога, Мариуполя, Мелитополя, на никопольском плацдарме, бомбил укрепленные позиции гитлеровцев на Сиваше, немецкие корабли в бухтах у мыса Херсонес. В конце войны он снова переучивался и уже штурмовал вражеские позиции па Пл-2. На его счету уничтоженных в боях 8 фашистских танков, 9 самолетов, 50 автомашин, бронетраспортеров и автоцистерн, 20 железнодорожных вагонов, 10 складов с боеприпасами и горючим, до 50 артиллерийских батарей. За боевые подвиги он удостоен Золотой Звезды, награжден шестью боевыми орденами.
В мирный, послевоенный Калинин Владимир Константинов возвратился возмужавшим, бравым офицером. Мать, обнимая его, радовалась, что он жив.
С сестрой Тамарой он засиживался допоздна. Они не встречались на войне, но летали на одних и тех же самолетах, попадали в сходные ситуации, прошли одну и ту же фронтовую школу.
Послевоенная жизнь Героев Советского Союза Константиновых сложилась по-разному.
Тамара Федоровна пошла учиться в партийную школу, заочно училась в экономическом институте. Много лет она работала в Воронеже заместителем заведующего областным отделом социального обеспечения, а выйдя на пенсию, по-прежнему занимается общественной деятельностью, беседует с молодежью, активно отстаивает дело мира.
А Владимир Федорович, полковник, военный летчик 1-го класса, продолжал службу в авиации. Он настойчиво учился, овладевал новой техникой, летал на реактивных истребителях, занимал разные командные должности. Уже пожилым человеком в 1962 году полковник Константинов прошел курсы усовершенствования и овладел еще управлением вертолета Ми-4. Он увлекся вертолетами, с 1965 года возглавил в ДОСААФ Управление авиационной подготовки и авиационного спорта, передавал свой опыт молодежи, организовывал всесоюзные соревнования и чемпионаты, был заместителем председателя Федерации вертолетного спорта СССР, способствовал его развитию. Много сил он отдал подготовке сборной команды СССР, которая в соревновании на первенство мира в 1973 году, проходившем в Англии, заняла первое место. Сын Константинова, тоже Владимир, пошел по пути отца: он военный летчик 1-го класса.
Брат и сестра Константиновы изредка встречались, с теплотой вспоминали трудное детство, рано умершую мать. В Центральном музее Вооруженных Сил СССР среди уникальных документов хранится фотография. На ней запечатлены Герои Советского Союза Тамара и Владимир Константиновы в конце войны. Брат сделал на ней надпись: "Дорогая сестра Тамара, мы с тобой сражались за свободу и счастье любимой Родины и старались оправдать ее надежды. А что может быть прекраснее этого?"
Ничего прекраснее и дороже, конечно, нет.

к оглавлению

build_links(); ?>