КУБАРЕВ
          ВАСИЛИЙ
          НИКОЛАЕВИЧ

Родился в 1918г. на хуторе Ненаедово Ржевского района. Русский. Учился в неполной средней школе в Итомле. Окончил Ржевский медтехникум. Одновременно занимался в аэроклубе. Военную службу начал курсантом Одесской военной школы пилотов. Член КПСС. На фронте с ноября 1941г. Отличился на Калининском фронте, где был тяжело ранен. С 1943г.— командир эскадрильи 65-го гвардейского истребительного полка, участник боев на Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. После войны окончил Военно-воздушную академию и Академию Генерального штаба. Был делегатом XIX, XXII, ХХШ и XXIV съездов партии.

Звание Героя Советского Союза В.Н.Кубареву присвоено 28 сентября 1943г.

 

ТАЛАНТЛИВЫЙ АВИАТОР

Человек стремится к делу, которое любит. Получилось так, что Вася Кубарев, родившийся в крестьянской семье на Верхней Волге, учился в медицинском техникуме, а всеми мыслями и желаниями был там, за городом, на летном поле, у самолетов. Медика из него не вышло, а стал он талантливым, известным в стране авиатором. Его характер, его летное мастерство мужали, отшлифовывались на фронтах Великой Отечественной войны.
Осень 1941 года. Крым. Первые боевые вылеты. Сам Кубарев об этом времени рассказывает:
"В составе группы из четырех самолетов мы вылетели на патрулирование для прикрытия наземных войск с воздуха. Неожиданно из ближайшего облака вынырнули четыре "мессершмитта" и сомкнутым строем пошли нам навстречу. Намерение врага было очевидным: фашисты решили расправиться с нами одним ударом.
В плотном строю наша четверка стремительно сближалась с противником. Летчики готовы были в любую секунду открыть огонь. И вот, когда до вражеских самолетов осталось несколько сот метров, у меня неожиданно созрело решение: ударить по врагу реактивными снарядами, так называемыми PC.
Дистанция сокращается. Хорошо различаю краску на коке винта вражеского самолета. Пора. Жму с ожесточением на кнопку "Пуск". Два огненных смерча понеслись в точку встречи с врагом. Через мгновение на месте "мессера" вспыхнул факел. Фашистские самолеты бросились в разные стороны. Догнать их тогда еще не позволяли наши скорости. Так был открыт счет сбитым вражеским самолетам".
Потом пилот Кубарев попал в родные места: полк перевели на Калининский фронт. И суровой зимой, и летом он снова видел излучины Волги, деревни, затерявшиеся в лесах, голубые чаши озер, небольшие древние города, в которых хозяйничали фашисты. Сердце больно сжималось. Хотелось мстить ненавистным захватчикам. Около Великих Лук он впервые повстречался с новым вражеским истребителем "фокке-вульф", о достоинствах которого шумно трубила геббельсовская пропаганда.
— Били "мессеров", будем бить и "вульфов",— сказал Кубарев друзьям.
И он сдержал свое слово — уничтожил при встрече хваленого истребителя. С каждым вылетом рос счет сбитых фашистов. Слава о смелом пилоте прокатилась по фронту. В одном из неравных боев в воздухе над родным краем Василий Николаевич получил тяжелое ранение, с трудом дотянул до аэродрома и выбыл в госпиталь на три месяца.
Вернулся Кубарев в строй командиром эскадрильи. На этом посту ярко проявились его качества организатора боя, воспитателя летчиков. На его коллектив возлагались большие задачи, и они всегда осуществлялись. Эскадрилья Кубарева совершила 288 боевых вылетов, провела 180 воздушных боев, уничтожив 46 самолетов противника, свыше полутора тысяч солдат и офицеров, 8 танков, 78 автомашин, 55 зенитно-пулеметных точек, 46 орудий разных калибров и много других целей.
Как сказано в наградном листе, "в воздушных боях тов. Кубарев проявляет исключительную храбрость, мужество и отвагу. Летая ведущим группы, он зачастую ведет бой с численно превосходящими силами противника и всегда выходит победителем". В подтверждение этой характеристики приводится один день — 12 июля 1943 года. Курская битва в разгаре. На земле и в воздухе происходит сражение, в котором скрещивали силы тысячи и тысячи машин. Иногда гитлеровскому командованию удавалось на отдельных участках вводить в дело многочисленные группы самолетов. Советские летчики на такую концентрацию сил отвечали бесстрашием, способностью драться одному против пяти — десяти. Так и случилось 12 июля. Шестерка Як-1 под водительством комэска Кубарева преградила путь пятидесяти фашистским самолетам. Бой изобиловал острыми моментами. Советские истребители нарушили вражеский строй, помешали фашистам выполнить свое черное дело. Капитан Кубарев в этой удивительной смертельной схватке проявил и выдержку, и искусство. Он сбил два самолета противника и привел свою группу на аэродром без потерь.
Всего за годы войны Василий Николаевич совершил 183 успешных боевых вылета, сбил 16 самолетов противника. Кроме ордена Ленина и Золотой Звезды он был награжден за боевые подвиги тремя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Александра Невского, Красной Звезды.
После войны Василий Николаевич, продолжая службу в Советской Армии, настойчиво учился, командовал дивизией, а затем на ответственном посту начальника одной из военных академий много энергии и знаний отдавал обучению и воспитанию молодых офицеров. Его неоднократно избирали в местные партийные и советские органы. Он был делегатом четырех съездов КПСС в Москве. К военным орденам добавились награды за кипучую деятельность по повышению боеготовности войск в мирные годы — орден Ленина, орден Октябрьской Революции, три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, а также три ордена и две медали социалистических стран.
Не забывает генерал-полковник авиации, кандидат военных наук, профессор Кубарев и родных мест. В Калининский областной музей он передал свои летные книжки, планшеты, шлем, макет истребителя Як-3, самолета, на котором совершены незабываемые подвиги, финский нож — подарок от рабочих авиазавода с монограммой "Гвардии капитану В. Н. Кубареву, 1943 г.", другие личные вещи.
Навсегда останутся в памяти людской те грозовые годы.

к оглавлению

build_links(); ?>