ЛАРИН
          ИВАН
          ЯКОВЛЕВИЧ

Родился в 1911г. в д.Нечаево Бежецкого района. Русский. В 1930 г. уехал в Ленинград, где работал плотником. Член КПСС. В Военно-Морском Флоте с октября 1933 г. Пять лет прослужил на Тихоокеанском флоте. После курсов назначен командиром катера-тральщика 1-й бригады траления Балтийского флота. Всю Отечественную войну, отважно сражаясь, провел на фронте. После демобилизации в 1948 г. два года был председателем горисполкома г. Балтийска. Окончил двухгодичную партийную школу в Ленинграде. Потом работал в аппарате Калининградского обкома КПСС. Старший лейтенант в отставке И. Я. Ларин живет в Ленинграде.

Звание Героя Советского Союза И. Я. Ларину присвоено в марте 1945 г.

 

СРЕДИ МИН И ОГНЯ

Катера-тральщики — маленькие морские корабли, предназначенные для обезвреживания мин, разведки, высадки десантов и многих других дел. Балтийские тральщики были на войне неустанными, бесстрашными работягами. Они все время ходили рядом со смертью. Траление — обезвреживание морских мин — дело чрезвычайно опасное. Оно требует зоркости, осторожности, точности и неустрашимости, так как при налете вражеской авиации тральщик в минных полях не может маневрировать. Особенно опасна служба катерников зимой, когда непрерывные штормы, туманы, снегопады затрудняют выявление тщательно замаскированных мин.
Иван Ларин все годы войны командовал этим маленьким суденышком, выполнившим множество боевых, рискованных операций. Стоит вдуматься в эти цифры: тральщик Ларина провел 320 операций по тралению вражеских мин, прошел военными морскими дорогами более 66 тысяч километров, лишь за один год подвергся 22 массированным налетам авиации противника, 9 раз возвращался на базу с серьезнейшими повреждениями, спас от гибели свыше 500 краснофлотцев и офицеров.
Можно без преувеличений отметить, что каждый выход катера на боевое задание был подвигом его экипажа. Военный корреспондент "Правды" Н. Михайловский так описывал один боевой день катерников:
"Ларин привел катера-тральщики в район, густо минированный немцами. Стояло ясное утро, морская ширь блестела голубой лазурью. Командир катера внимательно наблюдал за морем. Корабли шли по минному полю.
— Право руля! — внезапно прозвучала команда Ларина. Катер отклонился в сторону, и все увидели мину. Взорвав ее, тральщики продолжают движение.
Мины, хитро поставленные гитлеровцами на различных глубинах, подсекаются тралами и всплывают на поверхность моря, где их расстреливают из пушек и подрывают.
А к вечеру развернулись новые события. На катера налетели 16 вражеских пикирующих бомбардировщиков. Их встретил сосредоточенный огонь корабельной артиллерии, и всё небо покрылось густыми шапками разрывов. В этот день тральщики уничтожили 22 мины".
Экипаж Ларина отличился и в наступательных боях в Рижском заливе. При высадке десанта на остров Даго его катер, несмотря на сильный обстрел врага, первым подошел к пирсу и пулеметным огнем подавил огневые точки противника, дав возможность десантникам высадиться на берег. В течение двух суток днем и ночью, невзирая на плохую погоду и большую волну, катер беспрестанно доставлял на остров войска, вооружение, боеприпасы и различные грузы. Мичман Ларин 48 часов не сходил с командирского мостика.
В мирные дни гвардеец Балтики не захотел расстаться е морем. Длительное время он работал начальником политотдела, а затем секретарем партийного бюро Управления тралового рыбопромыслового флота Калининградской области. К Золотой Звезде Героя Советского Союза, орденам Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды у Ивана Яковлевича за добросовестный труд добавились орден "Знак Почета", медаль "Ветеран труда".

к оглавлению

build_links(); ?>