НИКИТИН
          АЛЕКСЕЙ
          ИВАНОВИЧ

Родился в 1918г. в д. Лысково Краснохолмского района. Русский. Окончил турковскую неполную среднюю школу. Работал в Москве на мебельной фабрике и одновременно учился в аэроклубе. Член КПСС.
В Военно-Воздушном Флоте с 1937 г. За мужество, проявленное в боях с белофиннами в 1940г., награжден медалью "За боевые заслуги". Все годы Великой Отечественной войны на фронте. Командир звена 153-го истребительного авиационного полка. После войны окончил Военно-воздушную академию. Полковник А. И. Никитин погиб 2 сентября 1954г. при исполнении служебных обязанностей.

Звание Героя Советского Союза А. И. Никитину присвоено 10 февраля 1943 г.

 

ДЕПУТАТ ЛЕНСОВЕТА

Алексей Никитин был не только прекрасным летчиком, но и душевным, обаятельным человеком. По натуре своей скромный, общительный, готовый всегда помочь товарищу, он не терпел разгильдяйства, недобросовестности, зазнайства. Трудные воздушные бои 1940 года закалили характер молодого пилота, принесли ему всеобщее уважение.
И конечно, не случайно Алексей Иванович был избран депутатом Ленинградского Совета. Опубликованы отрывки из дневника Никитина, в которых он описывает будни летчиков-истребителей. Вот несколько записей:
"18 июля 1941 года. С утра в дежурном звене. Взвилась ракета, и мы пошли в воздух. Осмотрелись — шло около двадцати немецких самолетов. Фашисты заметили нас, стали в круг, ходят друг у друга в хвосте, каруселью. Мы свалились в центр круга. Как шли кулаком, так и начали атаки. Я пристроился к одному "мессершмитту" и дал по нему очередь изо всех пулеметов. Он загорелся.
Подошли ещё наши. Фашисты, надо сказать, огрызались отчаянно. Они изо всех сил старались отбивать наши атаки, нанести нам поражение. Не вышло! Всего было сбито тринадцать немецких машин. Все наши вернулись на аэродром.
23 июля. Комиссар Кирилл Никитич Мурга — крепкий летчик и хороший товарищ. С ним теперь хожу в каждый бой. Когда дерешься рядом с Мургой, сердце радуется — так здорово он бьет фашистов.
Сегодня над нашим аэродромом прошел Ю-88. Мы взлетели и боевым разворотом вышли ему в хвост. Фашист заметил нас, пошел в сторону солнца. Его плохо видно, но мы преследуем. Когда фашист почувствовал, что ему не уйти, он развернулся и пошел на нас, расчищая себе дорогу огнем. Мурга ему в лоб, а я веду атаку сбоку. Всадили по нескольку очередей. Бомбардировщик начал рыскать, где бы сесть, но сесть не пришлось — врезался в землю.
31 июля. Сегодня первый вылет был неудачным. Не догнали фашистов — удрали, едва завидев нас. Вечером, едва мы с Мургой кончили ужинать, как получили приказ вылетать. Набрав тысячу метров высоты, заметили пять бомбардировщиков. Пошли к ним. Они ощетинились, стали отбиваться. Мы подошли ближе, фашисты из кильватера перестроились в пеленг, чтобы дать возможность своим стрелкам отразить наши атаки. Мы атаковали ведущего и правого ведомого. Били их упорно, пока не пустили к земле один "юнкерс".
10 августа. Сегодня что-то особенно много работы. Так и лезут, так и прут непрошеные гости. Ну что ж, встречаем их достойно.
За день сделал семь вылетов. Участвовал в трех воздушных боях. Сбил еще один самолет. Это у меня пятый по счету.
В очередной вылет шел с Мургой. Точно прибыли к месту схватки. Фашистов было штук двенадцать. Против них дрались два наших летчика. Долго думать в таких случаях не приходится — присоединились к своим и повели бой всей четверкой. Пришлось трудно. Ведь их втрое больше. Я атаковал одного и заложил ему крепкую очередь. Он задымил. Только я развернулся, чтобы ударить его снова, как вижу одного нашего клюют три "мессершмитта". Наш летчик отбивается. Я подошел, рубанул сверху по ведущему самолету. Он сразу в переворот. Этого мне только и надо было. Хорошая очередь—и он вспыхнул.
Когда кончился бой, мы распрощались с товарищами — покачали друг другу крыльями и пошли по домам.
Идем с Мургои, под нами красавец Ленинград. Как не гордиться тем, что тебе поручено оберегать этот город! И я изо всех сил стараюсь, чтобы не допустить к родному городу ни одной фашистской гадины".
Спокойный, деловой тон дневника свидетельствует о сильном характере летчика, о его скромности. Все, описанное им, выглядит как обычная, ратная, повседневная работа. Умалчиваются опасности полетов, пережитые волнения, рискованные маневры. Читая записи Никитина, об этом можно лишь догадываться!
Его друзья-однополчане высоко ценили мастерство командира звена, выполнявшего самые сложные боевые задания. В наградном листе на присвоение Никитину звания Героя Советского Союза приводится такой эпизод: "4 сентября, прикрывая в паре свои войска в районе г. Пушкина, повстречал семь бомбардировщиков ДО-215. После первой атаки, самолет товарища был подбит. Никитин, оставшись один, смело атаковал одного ДО-215 и сбил его.
Остальные бомбардировщики, рассыпавшись, стали уходить с поля боя. Преследуя еще одного ДО-215 далеко за линию фронта, вогнал его в землю вместе с бомбами".
Так делами своими, подвигами Алексей Никитин оправдывал почетное звание депутата Ленсовета. О его боевых успехах писали газеты, сообщало ленинградское радио. Из-за особых фронтовых условий ему не доводилось в эти тяжелые месяцы обороны города выступать перед избирателями. Но он был каждый час с ними, а ленинградцы, слушая фронтовые сводки, гордились своим депутатом. Проявив себя искусным воздушным бойцом в начале войны в ленинградском небе, Алексей Иванович не покидал штурвала самолета до разгрома гитлеровских войск в Берлине. Герой Советского Союза Никитин командовал эскадрильей и за многие подвиги был награжден еще орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и многими медалями.
Его именем названа одна из улиц в городе Красный Холм.

к оглавлению

build_links(); ?>