СМИРНОВ
          АЛЕКСЕЙ
          СЕМЕНОВИЧ

Родился в 1917 г. в д. Пальцево Рамешковского района Калининской области. По национальности карел. Член КПСС с 1942 г. В Советской Армии с 1938 г. С начала Великой Отечественной войны — на фронтах: летчик-истребитель, командир эскадрильи, командир полка. В 1954 г. полковник А. С. Смирнов вышел в запас. С 1977 г.— в отставке. Живет в Москве.

Звание Героя Советского Союза А. С. Смирнову присвоено 28 сентября 1943 г., а 23 февраля 1945 г. он награжден второй медалью "Золотая Звезда".

 

ОТВАЖНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

Самолет горел. Черный дым врывался в кабину. Пот и слезы мешали смотреть. Огонь, языкастый, жаркий, неумолимо подступал к летчику. Знойное дыхание пожара с каждой секундой приближало трагическую развязку...
А внизу — стремительно приближающаяся, исковерканная земля, занятая врагом. "Нет, гады, не ждите моей смерти, не сдамся!" — решил Алексей Смирнов. Он крепче вцепился в штурвал, собрал последние силы. Нестерпимо болели ноги. Глаза застилала дымная пелена, и горло перехватывало от волнения. "Ну, еще немного, тяни до наших, до наших недалеко". ...Советский истребитель падал с огромной высоты все круче. Пехотинцам и танкистам, находившимся на передовой линии, он казался горящим факелом.
Сожалея о погибающем "ястребке", воины на земле, отбивающие в июльский зной атаки врага, еще не знали, что на горящем самолете возвращается победитель. Всего каких-нибудь полчаса назад по сигналу с командного пункта шестерка истребителей поднялась в воздух. И там, за облаками, Алексей увидел клинья "юнкерсов", идущих бомбить наши позиции. Их сопровождали "мессершмитты". Он бросился в бой и сразу же подбил ведущего бомбардировщика. И, когда ринулся на второй, перед ним внезапно возник "мессер". Завязался бой, короткая смертельная схватка, в которых редко выпадает ничья. И вот Алексей почувствовал, что его самолет подбит, но не растерялся, решив мстить, наступать до последней возможности. Он позабыл о себе, он помнил одно — сдаваться нельзя, надо биться до последнего. И Алексей направил подбитый "ястребок" на фашистского аса. С каждым мгновением самолеты сближались. Казалось, вот-вот они столкнутся. Это был поединок на выдержку, на веру, на бессмертие. В последнюю секунду противник не выдержал, изменил курс, лег на крыло, увертываясь от яростного натиска советского истребителя. Алексей воспользовался этим мигом и прошил гитлеровца. "Мессер", объятый пламенем, кувыркаясь, полетел вниз, а его "ястребок" тоже горел, но он не хотел сдаваться, воля его не сломлена, и Алексей все еще управлял летящим факелом. Все его существо устремилось вперед: "Только бы добраться до своих, только бы не взорвались баки!".
И, когда зеленая земля приблизилась вплотную, Алексей отстегнул ремни и перевалился через борт.
Повиснув на парашюте, он услышал стрельбу. С немецкой стороны по нему били из автоматов, а наши пехотинцы и танкисты открыли ураганный огонь по врагу, чтобы защитить его. Ему опять — который уже раз — повезло: ни одна пуля не задела его, а парашют ветром подвинуло к своим.
Алексея приняли в дружеские объятия танкисты и отвезли в расположение авиационного полка, где однополчане Смирнова собирались уже с болью сердечной внести его в списки погибших.
Это произошло 23 июля 1942 года на Воронежском фронте. Позади был напряженный год войны, неравных боев с превосходящими силами противника.
Поостынув от опасного полета и отдохнув, Алексей Смирнов рассказал подробно все детали боя, возвращения на землю и вспомнил о таком же случае в начале войны, под Ленинградом. Фашистская авиация тогда господствовала в воздухе. Схватки происходили ожесточенные, и частенько наши летчики не возвращались на базу.
В июле сорок первого его шестерка истребителей прикрывала группу наших бомбардировщиков, получившую важное задание. На большой высоте появились "мессершмитты". Они ринулись к бомбардировщикам, чтобы сбить их с курса. Алексей повел свою шестерку наперерез фашистам. Завязался бой. В ушах звенело от стука моторов, от треска выстрелов. В голубом небе замелькали пунктиры огненных трасс. Смирнов схлестнулся с "мессером", не раз атаковывал его, но все безуспешно. Оставалось только одно — пойти на опасное сближение. Алексей прибавил скорость, настиг гитлеровца и расстрелял его. "Мессер" загорелся и, объятый черным дымом, вошел в штопор. И в этот момент вражеские пули прошили плоскости "Чайки" Смирнова. Резкая боль оглушила пилота, в глазах помутнело. "Неужели все?" — мелькнула мысль. Самолет, накренившись, падал к земле. Стараясь не потерять сознания, напрягая последние силы, он выровнял машину, овладел управлением и повел "Чайку" к линии фронта. От большой потери крови навалилась тупая усталость, забытье. И опять он заставил себя взбодриться, собрать всю волю, чтобы продержаться еще хотя бы секунды. Ему все-таки хватило последних усилий, чтобы перетянуть поврежденную машину за передовую линию и посадить ее на своей земле.
Именно в те дни он написал на тетрадном листке заявление в партбюро полка: "В эти суровые и тяжелые для Отчизны дни я имею огромное желание стать коммунистом. За великое и правое дело, за торжество коммунизма готов отдать все свои силы, а если потребуется, и свою жизнь".
Залечив рану, молодой коммунист снова поднялся в воздух. Там, на Ленинградском фронте, лейтенант Смирнов получил первую награду — орден Красного Знамени.
Так за год войны он дважды горел в воздухе и каждый раз мог погибнуть, не справившись с израненным самолетом и сам раненный. "Тебе везет!" — говорили ему друзья. Не все понимали, что дело не только в удаче. Смирнов обладал лучшими качествами прекрасного истребителя, советского аса. Знание техники, слитность с машиной, мгновенная реакция, точный расчет, помноженные на храбрость, и, конечно, железная выдержка и воля к победе — все это сочеталось в простом, скромном, белокуром парне...
В томительные дни бездействия, находясь на излечении или в ожидании новой машины, он писал письма самому дорогому человеку — матери. Писал и снова возвращался в мир детства и юности.
Родился Алексей в бедной крестьянской семье. Мать, воспитывавшая без мужа семерых детей, никак ие могла свести концы с концами. В лесной деревушке Пальцево семья Смирновых бедствовала больше других. Алеше рано пришлось впрягаться в тяжелую работу. Ему хотелось учиться, но нужно было помогать матери, и у паренька хватало времени и на то, чтобы ходить в школу, и работать в своем хозяйстве, и нянчить еще за кусок хлеба соседских ребятишек. Окончив Бобровскую школу колхозной молодежи, Алексей уехал в Калинин, где некоторое время работал кочегаром па паровозе, а потом поступил в трест Сантехстрой.
Восемнадцатилетний юноша переступил впервые порог аэроклуба, увидел самолет, поднялся в небо и, счастливый, открыл для себя самое любимое дело, дело всей жизни. В 1938 году Смирнов успешно окончил Одесскую авиационную школу пилотов и стал военным летчиком.
На разных фронтах — от Ленинграда до Прибалтики — отчетливо выявился его талант авиационного бойца-истребителя. Алексей Семенович командовал звеном, эскадрильей 153-го истребительного авиационного полка, а потом — 28-го гвардейского истребительного авиационного полка, с января 1945 года став его командиром. Но и в конце войны он продолжал быть летчиком, жаждавшим воздушной схватки с противником. Свое мастерство Смирнов неустанно передавал молодым.
Итоги боевой деятельности Алексея Семеновича Смирнова в годы Великой Отечественной войны охарактеризованы так: "Совершил 457 боевых вылетов, провел 72 воздушных боя, сбил 34 самолета. После войны в войсках ВВС, с 1954 года в запасе по болезни. Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Александра Невского, Красной Звезды и медалями. Бюст Смирнову установлен в районном центре Рамешки" (БСЭ, 23 т., 610 с.).

к оглавлению

build_links(); ?>