САВЕЛЬЕВ
          ВАСИЛИЙ
          АНТОНОВИЧ

Родился в 1918 г. в д. Денисихе Старицкого района. Русский. В 1934г. переехал в Ленинград, окончил ФЗУ при заводе им. Карла Маркса, работал формовщиком, учился в аэроклубе. Член КПСС. С 1937 г. в Военно-Воздушном Флоте. Старший лейтенант, командир звена 434-го истребительного авиационного полка, переименованного в 32-й гвардейский. Участник Сталинградской битвы, боев на Курской дуге, в Белоруссии, Германии. После войны работал в научно-исследовательском институте Ленинградской области. Пенсионер. Живет в Ленинграде.

Звание Героя Советского Союза В.А.Савельеву присвоено 1мая 1943г.

 

В НЕБЕ У ПЕРЕПРАВ

На всю жизнь запомнились Василию Савельеву жаркие июльские дни 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.
Степь палила зноем. Жгло яркое солнце. В раскаленном воздухе аэродрома весь день и даже ночью рокотали моторы. Пахло гарью, мазутом. Летчики спали по 3—4 часа. Одни самолеты поднимались в воздух, другие шли на посадку. Переправы на Дону у города Калача переполнены войсками. Наши части отходили. Немецко-фашистское командование бросало сюда одну воздушную армаду за другой. Авиация противника преобладала в небе. Советским летчикам приходилось вступать в бои одному с пятью-шестью гитлеровскими самолетами, а иногда и с большими силами.
Об одной из таких схваток Савельев вспоминает: "Это было 26 июля. Наша группа из семи самолетов под командованием капитана Избинского вылетела к Дону. Солнце только всходило, но на переправе оживленно. Вдали, на западе, мы увидели множество немецких бомбардировщиков. Они шли к Дону тремя колоннами, по 18 машин каждая, с интервалами 600—800 метров. Наш ведущий, командовавший всего семью истребителями, принял решение — атаковать всей группой, плотным строем сверху в лоб. Мы взяли максимальную скорость, чтобы встретить фашистов дальше от переправы. Первой атакой по первой колонне мы сразу подожгли четыре бомбардировщика. Остальные, сбросившие бомбы в степи, поспешно разворачивались и уходили назад, что сильно морально подействовало на идущие сзади колонны. Не сбавляя скорости, мы врезались во вторую колонну и сбили еще четыре самолета, а третья колонна не досчиталась трех машин. За этот вылет я сбил двух бомбардировщиков. А наш полк в этот день семь раз поднимался в воздух, и каждый вылет сопровождался воздушными боями. Гитлеровцы потеряли при этом 34 самолета, а полк — лишь один подбитый истребитель".
Таких дней у старшего лейтенанта Савельева много. Начал он войну в июне 1941 года и под Сталинград прибыл опытным воздушным бойцом. За тот бой у переправы он был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Потом он сражался над Великими Луками, на Курской дуге, в Белоруссии, над Тильзитом и Ригой, над фашистским логовом. Весной 1943 года в воздушном сражении его Як-1 был подбит, загорелся, и он, кое-как дотянув горящую машину до своей территории, выпрыгнул на парашюте.
Всего за годы войны Василий Антонович совершил 470 боевых вылетов, уничтожил лично 21 самолет противника и 6 самолетов — в группе.
В январе 1943 года Василий Антонович пролетел над своим Старицким районом. Сердце сжалось от боли и нежности. Вот и родная Денисиха. Он сделал над ней круг, увидел людей и сбросил им вымпел с запиской. Вскоре в эскадрилье получили районную газету. Земляки желали Васе Савельеву и его товарищам крепко бить врага, а сами обещали работать для фронта. Это теплое отеческое напутствие придавало ему силы в минуты тяжелых испытаний.
Бывая в родных местах, ветеран войны неизменно вспоминает свое короткое свидание с этим краем в военную годину.

к оглавлению

build_links(); ?>