УШАКОВ
          СЕРГЕЙ
          ФЁДОРОВИЧ

Родился в 1908г. в п. Красномайский Вышневолоцкого района. Русский. Рабочий-стеклодув, мастер стекольного завода "Красный Май". В 1930г. призван в Советскую Армию. Окончил школу авиаспециалистов. Член КПСС с 1931г. За отвагу в боях с белофиннами награжден орденом Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны — штурман эскадрильи 746-го полка дальнего действия. После войны окончил Академию Генерального штаба с золотой медалью. Руководил крупным авиационным штабом. Генерал-полковник авиации в отставке. Живет в Москве.

Звание Героя Советского Союза С.Ф.Ушакову присвоено 27 июля 1943г.

 

ОТ СТЕКЛОДУВА ДО ГЕНЕРАЛА

В поселке завода "Красный Май", недалеко от Вышнего Волочка, исстари живут искусные на всю страну стеклоделы. Работы лучших красномайских мастеров известны и за границей. Жители рабочего поселка гордятся этим. Гордятся они и тем, что из их среды вышли революционеры и ученые, педагоги и врачи, инженеры и генералы.
Один из них — Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Сергей Федорович Ушаков. Когда заходит о нем речь, непременно услышишь восклицание: "Это наш парень, красномайский!" И звучит это как величайшая похвала рабочему коллективу и его воспитаннику, При атом старики вспомнят его отца — отменного мастера- стеклодува. Найдутся и такие, кто работал в одной смене, в одной бригаде с Сергеем Ушаковым.
В 1924 году умер отец Сергея. Чтобы помочь семье, шестнадцатилетний юноша пошел на завод — надежную опору рабочих семей. Профессии у него никакой не было. Стал разнорабочим. Смекалистого парня приметили, зачислили в производственную бригаду. И вот Сергей — подмастерье, а через два года мастер по выдуванию оконного стекла. Он старался, был в числе первых. И хотя еще не достиг искусства отца, но вполне заменил его в рабочем коллективе.
В 1930 году Сергея призвали в Советскую Армию. Началась новая полоса в его жизни. Ему хотелось учиться. И желание исполнилось — Ушакова зачислили в школу младших авиаспециалистов. Через год он получил специальность авиационного моториста. Как одного из лучших курсантов, его оставили в школе помощником командира взвода. Когда окончился срок службы, ему не захотелось уходить из армии: обстоятельства складывались так, что он мог продолжить свое образование. Став сверхсрочником, он одновременно учился на общеобразовательных курсах по подготовке в вуз. Полтора года пролетели незаметно, курсы позади, и можно поступать в институт. Но он уже прикипел к авиационному делу. В стране бурно развивалась авиация, самолетостроение, и ему грезились полеты в синее небо. Вместо института он сдал экстерном на специальность летчика-штурмана.
Так парень из рабочего поселка, из бедной трудовой семьи прошел две замечательные школы — заводской коллектив и армию, где он получил и образование, и военную специальность и смог выбрать дело по душе.
Блестящие качества умелого штурмана Сергей Ушаков продемонстрировал в боях с белофиннами. Штурманом эскадрильи он совершил 14 эффективных боевых вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени и досрочно получил звание капитана.
В годы Великой Отечественной войны Сергей Федорович водил эскадрилью четырехмоторных бомбардировщиков в глубокий тыл врага на поражение военных объектов Данцига, Кенигсберга, Тильзита, Бухареста, Варшавы и советских городов, занятых врагом. Его знали в полку как высококвалифицированного штурмана, в совершенстве овладевшего всеми способами самолетовождения, отличного бомбардира.
Подполковник Ушаков прокладывал путь к цели в самых сложных условиях. Однажды он вылетел на бомбометание железнодорожного узла Льгов. Сплошная облачность закрыла землю. Летчик Герой Советского Союза капитан Родных нервничал. Льгов был под ними. Первый и второй заходы не дали результата. Сергей Федорович успокаивающе сказал:
— Ничего, найдем! Будем снижаться еще.-
Бомбардировщик сделал 10 заходов. Ни облачность, ни заградительный огонь не помешали экипажу обнаружить узел и поразить намеченные цели.
В марте 1943 года Ушаков выполнил особое правительственное задание. Его включили в экипаж Героя Советского Союза подполковника Пусэи, самолет которого доставил делегацию Советского правительства в Англию и совершил обратный перелет в Москву. Маршрут, незнакомый штурману, пролегал и над районами военных действий, и над полярным безмолвием. Ушаков отлично справился с особо важным поручением.
Всего Сергей Федорович совершил 96 боевых вылетов в глубокий тыл противника. В штабных документах отмечена высокая результативность этих полетов. Вспоминая их, выдающийся штурман пишет:
"Уходят в прошлое ночи боевые... И, кажется, все так просто и привычно было — вылет, долгий полет от сумерек до рассвета, бомбы, разрывы, возвращение домой — будто и трудностей особых не было.
А ведь борьба была жестокой. Как томительно долго тянулось время над целью, как порой вкрадывались сомнения, тревога, как подчас малейшая оплошность вела к непоправимым последствиям. Вспоминаешь, как много нужно настойчивости и уверенности в себе и своих боевых друзьях, чтобы выполнить задание".
Все препятствия преодолел бывший стеклодув в грозном военном небе, вынес все фронтовые невзгоды. За боевые подвиги Герой Советского Союза С. Ф. Ушаков награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
После войны генерал-полковник авиации Ушаков, освоив новую технику, все время совершенствуя свое мастерство, много сил отдал обучению и воспитанию молодых летчиков.

к оглавлению

build_links(); ?>