ВИНОГРАДОВ
          ИВАН
          НИКИФОРОВИЧ

Родился в 1915г. в д.Лесной Холм Краснохолмского района. Русский. С 1933г., окончив в Ленинграде ФЗУ им. М. Горького, работал слесарем на заводе "Гидравлик". В 1940г. окончил Энгельсское военно-авиационное училище. Член КПСС. На фронте с августа 1941г. Капитан, командир звена 150-го скоростного бомбардировочного полка на Калининском фронте, заместитель командира эскадрильи 451-го штурмового полка Воронежского фронта, командир эскадрильи 235-го штурмового авиаполка на 2-м Украинском фронте. Уволен в запас в 1946 г. в звании майора. Работал в Монголии, на Куйбышевгидрострое, председателем колхоза на родине. Умер в 1978г. в Ленинграде.

Звание Героя Советского Союза И.Н.Виноградову присвоено 4 февраля 1944 г.

 

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

В жизни Ивана Виноградова не было легких дорог. Подростком познал крестьянский труд. Юношей слесарил на заводе. Все годы войны — на фронте, на передовой линии огня. Все послевоенное время — тяжелая работа на стройках и в деревне. Нормальное состояние коммуниста Виноградова — вечный непокой, требовательность к себе.
Возмужал, закалился его характер на войне. Уже летом сорок первого он принимал участие в неравных воздушных схватках. В иные дни бои были столь напряженными и упорными, что летчики находились в постоянной опасности, не знали отдыха, рисковали жизнью. Это в полной мере испытал на себе и Иван Никифорович. 23 августа 1941 года на самолете СБ он вылетел на разведку в глубокий тыл противника. Его атаковали три "мессершмитта". Виноградов вступил в бой. На его самолете возник пожар. Гитлеровцы считали, видимо, что советский самолет все равно упадет на их территории. Они плохо знали наших людей. Виноградов сказал членам экипажа: "В плен не сдадимся, попытаемся дотянуть до своей земли!". Надо было обладать исключительной выдержкой, хладнокровием, отличным знанием техники, чтобы управлять горящим самолетом. Обжигая руки и лицо, борясь с огнем, он летел еще 50 километров, достиг нашего переднего края и только тогда подал команду экипажу: "Прыгать!" Сам пилот выпрыгнул последним. Так он спас экипаж и доставил в штаб ценные разведывательные сведения.
Храбро сражался Иван Виноградов на Калининском фронте, в небе родной земли. Его боевые заслуги отмечены здесь орденом Красного Знамени. Навсегда запомнилось ему жаркое лето 1943 года на Воронежском фронте, где он командовал эскадрильей. Разбив гитлеровские бронированные полчища на Курской земле, наши войска перешли в наступление. Эскадрилья Виноградова произвела 38 успешных боевых вылетов. При этом он лично уничтожил 24 вражеских танка, 38 автомашин, 5 зенитных точек, 4 цистерны с горючим и много живой силы. Каждая штурмовка под обстрелом с земли таила угрозу экипажу и самолету. Кроме того, в воздухе почти всякий раз завязывались бои с немецкими самолетами. 19 августа после удачной штурмовки противника в районе Ахтырки шесть Ил-2, ведомые Виноградовым, встретили 12 "юнкерсов" под прикрытием шестерки "мессершмиттов" и двоих "фокке-вульфов". Двадцать против шести! Гитлеровцы направлялись к нашему переднему краю. "Не допустить, сорвать замысел врага!" — решил комэск. Всей группой он атаковал строй бомбардировщиков. Два подожженных "юнкерса" упали на землю. Остальные бомбовозы, сбросив груз на свои же войска, повернули назад. А вражеские истребители, отделавшись одиночными выстрелами издалека, не решились вступать в схватку с "илами", которых они боялись. И в таких упорных, неравных встречах с врагом летчики комэска Виноградова не имели потерь. В наградном листе их заслуги охарактеризованы так: "Эскадрилья капитана Виноградова на Воронежском фронте произвела 240 успешных боевых вылетов без потерь в личном составе. При этом повреждено и уничтожено: танков до 76, автомашин до 130, подавлен огонь двух зенитных батарей, подожжено 15 цистерн с горючим, взорвано 4 склада с боеприпасами и уничтожена тысяча солдат и офицеров. Личный состав эскадрильи отлично подготовлен для действия в сложных метеоусловиях. Эскадрилья хорошо слетала, летчики капитана Виноградова бесстрашно ведут себя в бою, беря пример со своего командира. За отличное выполнение боевых заданий на Воронежском фронте 32 чел. личного состава эскадрильи награждены орденами и медалями".
Добавим — в числе награжденных был и комэск, получивший второй орден Красного Знамени. А осенью того же 1943 года он представлен к званию Героя Советского Союза. Высшая награда Родины воодушевила его на новые подвиги. Одного из лучших командиров эскадрилий назначили штурманом полка. Иван Никифорович и обучал летчиков, и по-прежнему совершал боевые вылеты. В конце войны в его личном деле появляется запись: "В бою уверен, храбр и хладнокровен и является примером мужества и отваги для всего летного состава полка".
Война позади. Прославленный пилот, майор запаса, много испытавший и переживший, не ищет тихой пристани. Он едет на строительство железной дороги в Монгольской Народной Республике, а потом пять лет трудится на Куйбышевской ГРЭС, в те тяжелые годы, когда станция на Волге еще строилась, вступала в строй. Там Иван Никифорович прочитал решение сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС о подъеме сельского хозяйства. И его неудержимо потянуло на родину, созрело желание помочь землякам наладить артельное хозяйство. Для близких это был неожиданный шаг. В Ленинграде жила семья. Там была квартира. Была и пенсия. Коммунист, Герой Советского Союза опять выбрал самое трудное.
В колхозе "Новый путь", одном из самых отстающих в районе, его избрали председателем правления. Здесь было все знакомо. В Михалеве родилась его мать. Неподалеку и его деревня — Лесной Холм. Потянулись трудные годы становления. Он весь отдается работе.
И постепенно Иван Никифорович вошел в доверие земляков, сплотил коллектив. Хозяйство пошло, как говорят, в гору и стало одним из передовых в районе. Только болезнь заставила его покинуть родные деревенские края.

к оглавлению

build_links(); ?>